Предлагаем оборудование для диагностики ТНВД и форсунок по новогодним ценам
Узнать подробнее


Купи рекламы
БУ
Нормативы


Узнай производителя





"Профессиональная окраска" (Планируем малярный участок)


Устремления большинства людей направлены на достижение нормальных, человеческих условий жизни.
Рынок услуг кузовного ремонта и окраски с начала 90-х годов развивался в основном, если использовать философское определение, количественно. Мастерские, в подавляющем большинстве, познали прелесть работы современными ремонтными окрасочными системами, такими как DuPont Refinish или Sikkens. Можно сказать, что эти материалы стали уже обыденностью на СТО, причисляющих себя к современным. Работа случайными материалами по прадедовским технологиям - удел «холодных сапожников», постепенно уходящих в небытие.
Не ошибемся, утверждая, что количественное насыщение этой сферы рынка современными лакокрасочными материалами практически завершено. Настает пора качественных преобразований. Без них высокой рентабельности добиться нельзя, а стало быть, появляется угроза выживанию мастерской в жестком мире бизнеса кузовного ремонта.
С чего начинаются такие преобразования? Ответ простой, подсказанный развитием бизнеса в любых других областях. Необходим поиск новых форм нестандартного подхода к делу, которые обеспечат предприятию расширение границ его деятельности и привлекут новых клиентов. Но это - слишком общий рецепт. Конкретные рекомендации могут дать только специалисты, рассматривая каждый случай индивидуально.
Сегодня мы решили поговорить о прибыльности участка кузовных и малярных работ и ее зависимости от планировки такого подразделения. Естественно, с привлечением к нашей беседе специалистов по этой проблеме. Логичен вопрос: «Так ли уж важна планировка участка?» Оказывается, да. Эта проблема неразрывно связана с организацией работ, и тут таятся большие резервы повышения рентабельности мастерской. Причем в ряде случаев - без особых материальных затрат. Попробуем это доказать.
Кузовные и малярные работы по своей сути сильно отличаются от других работ, проводимых на СТО. Их отличие в том, что это единственный вид авторемонта, при котором требуется перемещение автомобиля по участку.
В самом деле, что происходит на других участках? Закатили, к примеру, машину в бокс диагностики или установили на подъемник, а дальше мастер делает свое дело. На участке кузовного ремонта иначе: сначала арматурные работы, затем машину на стапель, затем подготовка к окраске, наконец, в камеру и опять к арматурщикам. Иными словами, сплошные перемещения, которые можно сократить при правильной планировке участка.
Вполне естественно, что грамотная организация работ в таком подразделении автосервиса увеличивает пропускную способность, а следовательно, и прибыльность. По мнению специалистов, только организационные мероприятия способны увеличить прибыльность кузовного и окрасочного участка минимум на 50% (!). Основной резерв, реализуемый в таком случае, - не только повышение производительности труда при выполнении отдельных операций, немалую долю вносит также и сокращение времени межоперационных простоев.
Научная организация труда, или как правильно перемещать автомобиль
Организация труда, тем более научная, требует немалых знаний и огромного опыта во всех аспектах ремонтного процесса. Таких многогранных специалистов в редакции нет, и поэтому мы обратились к нашему давнему консультанту, к непререкаемому авторитету в области лакокрасочных материалов и организации участков кузовного ремонта Роману Туркову, который любезно согласился не только поделиться своими знаниями, но и провести своеобразную экскурсию по участкам кузовного ремонта, созданым при его непосредственном участии.
Дабы не быть обвиненными в предвзятости, мы намеренно не указываем фирму, в которой работает г-н Турков. Большинству профессионалов, работающих с материалами DuPont Refinish или Sikkens, эта фамилия хорошо известна и в дополнительном представлении не нуждается.
Конечно, советы, которые будут приведены ниже, могут показаться банальными. Но парадокс реальной жизни в том, что по «долгу службы» нам довелось посетить не менее дюжины сервисов, где «очевидное» не разглядели, а «банальное» не поняли. Результат - беспорядочная суета на участке во время работы, бессмысленные траты рабочего времени и низкая (а то и отрицательная) рентабельность кузовных и окрасочных работ. И это не литературный прием, действительно, общее впечатление о деятельности таких цехов можно охарактеризовать цитатой из классика: «Пожар в борделе во время наводнения».
Однако обратимся к примерам положительным. Вначале несколько слов о том, как специалисты подходят к основе основ организации труда на участке кузовного ремонта и окраски, а именно - его планировке.
Установлено, что при разработке планировочного решения за основу надо брать минимизацию перемещений автомобиля, работников и оборудования. В идеале, хотя это не реально, необходимо свести все оговоренные перемещения к нулю. Поэтому на практике используется принцип: «условно неподвижный автомобиль и перемещение рабочего с оборудованием».
Старая поговорка «танцевать надо от печки» весьма справедлива при создании чернового варианта планировочного решения такого участка. Только в качестве печки выступает окрасочно-сушильная камера. Почему так? Есть непреложные закономерности, установленные в результате практической деятельности. К примеру, статистика гласит, что только 10-15% работ малярного участка приходится на полную окраску автомобиля. Остальной ремонт - мелкий и средний - когда «загонять» весь автомобиль в камеру нет нужды. Можно обойтись окраской отдельных панельных деталей, предварительно их демонтировав. Это мы к тому, что на окрасочном участке должна присутствовать «усеченная» окрасочная камера. Такие модели производят многие известные производители, их цена значительно ниже полноразмерных камер, да и стоимость их эксплуатации намного привлекательнее.
Та же статистика информирует, что «чистая» окраска занимает в 5-7 раз меньше времени, чем подготовительные работы к ней. Очевидно (но это тоже не всегда реализуется), что, установив одну окрасочную камеру, необходимо позаботится о создании, как минимум, четырех-пяти постов подготовки к окраске. В этом случае исключаются загромождение цеха и масса ненужных «телодвижений». Ordung, он и в России порядок, - ведет к повышению прибыльности всего цикла в целом.
На первое место при организации постов подготовки к окраске встают вопросы обеспечения чистоты на рабочих местах. Идеальное решение - решетчатый пол с вытяжкой и дополнительное оснащение каждого поста локальной вытяжной системой, которую можно совместить с подачей сжатого воздуха через коаксиальный шланг.
Можно пойти по пути снижения затрат, используя бетонный или выложенный плиткой пол, но оснастив посты системами боковой вытяжки.
Вообще, грязь и пыль - главные враги любого участка кузовного ремонта, об этом надо помнить всегда. Перед поступлением автомобиля на участок обязательна его мойка, недопустимо любое загрязнение участка, комбинезоны сотрудников должны быть всегда чистыми - вот неполный перечень банальных рекомендаций.
Кстати, последнее требование положительно сказывается на имидже мастерской. Если персонал имеет вид настоящих технических специалистов, то клиенты с «легким сердцем» доверяют такому сервису сложный ремонт своих любимцев.
Кусочки мозаики
Все, о чем мы говорили выше, - не более чем разрозненные элементы, из которых можно слепить общую картину того, как должен выглядеть участок кузовного ремонта, обладающий «отменным здоровьем». А говоря более серьезно, «обреченный» на процветание.
А сложить все эти элементы в законченный узор нам помог визит в ряд СТО.
Начнем со строящейся станции «Атланта-М» на ул. Бажова. Попадая на создаваемый участок, понимаешь, что означает грамотное проектирование. Ошибки на этой стадии и при проведении общестроительных работ могут стоить очень дорого. На этом сервисе таких ошибок не допущено, все продумано, и ломать в будущем ничего не придется.
Изначально все делается для обеспечения размеренной работы окрасочного участка. Все машино-группы вынесены за пределы рабочей зоны, в отдельное помещение, которое будет отделено стенкой, - значит, шума на участке не предвидится. Машино-группа окрасочно-сушильной камеры разместилась поверх последней на самостоятельной несущей раме. В последующем агрегат также «прикроют» шумозащитным фальш-потолком.
Естественно, перед въездом на участок запланирована мойка. А из других «мелочей» хотелось бы отметить, что пространство над частью участка предполагается использовать для хранения панельных элементов.
Мы обязательно посетим этот участок после его открытия и надеемся, что он станет одним из примеров «идеального» цеха кузовного ремонта.
Следующий адрес - новейшая СТО на МКАДе, недалеко от пересечения с Ярославским шоссе, «Тойота-Центр Лосиный Остров» - без сомнения пример идеальной организации работ. Любых, начиная от Reception и заканчивая самим производством. Не убавить, не прибавить. И дело не только в том, что станция создана с учетом всех современных требований как к проектированию, так и к оснащенности. Отлажен, как хорошие швейцарские часы, весь процесс ремонта автомобиля. Впустую, на «толкотню» время не теряется. Это уже показатель класса менеджмента.
О производственном участке. Кузовной и малярный цеха ничем не разделены, но подготовительные к окраске работы на кузовной площадке не ведутся. Для этого выделены индивидуальные посты, отсекаемые пластмассовыми занавесями. Само собой, на постах наличиствуют решетчатые полы, а также локальные вытяжные системы и приточная потолочная вентиляция. Благодаря этому чистота на всем участке прямо-таки стерильная. Венчает «малярку» сдвоенная окрасочно-сушильная камера, разделенная подъемной стенкой. Из одной камеры в другую автомобиль может быть перемещен по поперечным рельсам.
Панельные детали кузовов аккуратно разместились на антресолях вдоль цеха и не загромождают его площадь. Тому же способствуют рельсы над постами подготовки, по которым перемещаются ИК-сушки. Одним словом, все великолепно.
Перемещаемся по МКАД на другой конец Москвы. Каширское шоссе, также недавно построенная станция «ЗАО ТК ЛУКОЙЛ ГАРАНТ, филиал Видное».
Весь «джентльменский набор», необходимый для качественной и прибыльной работы цеха кузовного ремонта, налицо. Разделенные посты подготовки с решетчатыми полами и мощной вентиляцией. Машино-комната, отделенная от цеха. Естественно, чисто и тихо. Достаточная ширина внутрицехового проезда облегчает перемещения ремонтируемого автомобиля. Также придраться не к чему.
И последний адрес: Москва, ул. Волгина, станция «Логоваз-Беляево». СТО выполнена по немецкому проекту, поэтому найти изъяны в ее планировке невозможно. Чистота, тишина и порядок. Все посвящено работе. Решетчатые полы, системы пылеудаления - само собой разумеются. Для всего есть место. «Рутинный» немецкий Ordung, никто не совершает «трудовых подвигов». И это хорошо и правильно: чем меньше в жизни места для подвигов, тем больше места для самой жизни.
Подведем итоги наших визитов. Чтобы кто ни говорил, нормальные (читай идеальные) участки кузовного ремонта и окраски в нашей стране уже есть. Значит, можем. Проектировать и строить надо с умом, не стесняясь обращаться за советом к умным людям - специалистам. Если же полагаться на себя и советы неквалифицированных менеджеров некоторых фирм-продавцов оборудования - жди беды.
Еще есть недобросовестные фирмы, торгующие оборудованием, заинтересованые лишь в том, чтобы продать его как можно быстрее и в большем объеме. Далее у клиента начинается «толкотня» на участке. Это ставим сюда, а это - что за агрегат? Ну, тащи сюда. Все, приехали: вместо нормальной работы - бардак, вместо зарплаты - проценты, менеджмент самоустраняется, клиент «не идет».
Вывод: «бардак» хорошо работать не может, такая система порочна и обречена на вымирание.


"Автомобиль и Сервис". Апрель 2002 г.
http://www.abs.msk.ru





Специальная информация: для производителей оборудования · для поставщиков импортного оборудования · для официальных представителей
Техническая документация: нормативные документы · проектирование автосервиса · ГОСТы и законы
Контакты: запрос о поставщиках и производителях · приобретение оборудования по цене производителя · технические консультации
Информация: Календарь выставок · Новости · Реклама на сайте



Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Создание и продвижение сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru