Предлагаем оборудование для диагностики ТНВД и форсунок по новогодним ценам
Узнать подробнее


Новости
Купи рекламы
БУ


Узнай производителя





"Буква и дух" (О правильной приемки автомобиля)


Людям надо верить. И доверять. Но не огульно и безоглядно, особенно в тех случаях, когда речь идет о товарно-денежных отношениях. Тут, как говорится, человек человеку… чаще всего совсем не брат. И старинное правило, которое гласит, что «чем больше бумаги, тем чище… везде», никто еще не отменял. Да и вряд ли отменит в ближайшем обозримом будущем. Об особенностях оформления заказа и приемки автомобилей в ремонт с точки зрения закона, а также о возможных негативных последствиях разного рода недоработок и упущений рассказывает наш юридический консультант вице-президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий.


Театр, как известно, начинается «с вешалки». А ремонт и обслуживание автомобиля – с приемки. Давайте, положа руку на сердце, попробуем ответить себе на один простенький вопрос: а все ли мы делаем правильно, принимая автомобиль у клиента? Правильно в том смысле, что обеспечиваем ли себе «тылы»? Клиент-то нынче становится все грамотнее и грамотнее, что само по себе, конечно, хорошо. Но вместе с тем для ремонтников подкованность клиента и его нежелание впредь отдавать деньги «за просто так» могут быть чреваты неприятностями разной степени величины. Поскольку, во-первых, никто не застрахован от ошибок, а во-вторых, среди «белых и пушистых» клиентов порой встречаются такие личности, кто не гнушается и поднажиться за счет ближнего своего. Был бы человек, как шутят в некоторых правоохранительных структурах, а статья найдется.
Кто-то из древних мудрецов когда-то высказался в том духе, что наилучшим способом решения проблем является умение не создавать их. А для того, чтобы их не создавать, по крайней мере в данном конкретном деле, надо знать закон. Мы же все хотим жить в правовом государстве, не так ли?
Итак, позволю себе напомнить, что основой правового регулирования договорных отношений по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств служит общегражданское законодательство, а именно - нормы Гражданского кодекса РФ о подряде и возмездном оказании услуг. В большинстве случаев заказчиками такого рода деятельности выступают граждане – потребители, использующие автомобили для своих личных бытовых нужд, в отношениях с которыми применяется и специальное законодательство о защите прав потребителей. Характер использования автомобиля в данном случае является весьма важным параметром, поскольку именно с ним связаны и требования закона, о котором пойдет речь.
Закон РФ «О защите прав потребителей» и принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290, более детально регламентируют порядок оформления заказов потребителей, сдачи-приемки автотранспортных средств и устанавливают дополнительную ответственность авторемонтных предприятий за нарушение прав потребителей. Поэтому соблюдение действующих правил отвечает интересам обеих сторон и во многих случаях помогает избежать конфликта с клиентом, следствием которого нередко становится судебное разбирательство, грозящее материальными потерями.

Основополагающий акт
Практика показывает, что в жизни весьма нередки случаи, когда авторемонтные предприятия пренебрегают подробным оформлением договора с потребителем. Часто не оформляется и другой немаловажный документ – приемо-сдаточный акт, содержащий сведения о состоянии передаваемого транспортного средства. Отсутствие такого акта дает повод для различного рода претензий со стороны клиентов, начиная от объема заказанных работ (услуг) и заканчивая состоянием автомобиля после ремонта. Кроме того, это может также стать поводом для обращения с жалобами в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением действующих Правил, например, в Министерство по антимонопольной политике (МАП РФ).
Представьте себе, что в ходе ремонтных работ возникла необходимость в выполнении какой-то дополнительной операции. А в договоре такая операция не зафиксирована, и никак не оговорены способы выхода из данной ситуации. Такое обстоятельство предоставляет клиенту возможность считать эту дополнительную работу «навязанной» и, следовательно, отказаться от ее оплаты. Так что не стоит пренебрегать оформлением соответствующих бланков или каких-то других подобных документов. Те затраты времени, которых требует их разработка и оформление, могут с лихвой компенсироваться в конфликтных ситуациях.
Согласно п. 15 вышеуказанных Правил, договор с потребителем должен заключаться в письменной форме. Наиболее распространенным формуляром является заказ-наряд, но это не исключает использования и иных бланков, лишь бы в них были отражены все необходимые условия. Однако, если работы выполняются непосредственно при совершении сделки, в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ, п. 17 Правил). В принципе, это относится не только к таким видам услуг, как мойка, диагностика, подкачка шин, и к любым другим работам, выполнение которых происходит в присутствии заказчика. В таком случае для оформления договора может быть достаточно выдать квитанцию либо талон, жетон, кассовый чек и так далее.
В иных случаях соблюдение письменной формы договора обязательно. Правила (п. 17) содержат перечень условий, которые необходимо отразить в заказе-наряде: наименование и местонахождение исполнителя, фамилию, имя, отчество и адрес потребителя; перечень работ (услуг), необходимых материалов и запасных частей, предоставленных автосервисом, и их стоимость. В случае, если запчасти предоставлены потребителем, то в договоре должна содержаться информация об их сертификации.
В договоре также должны быть зафиксированы дата приема заказа и сроки его выполнения, цена работ и порядок их оплаты, гарантийные сроки, если они установлены; сведения о транспортном средстве (марка, модель, государственный номер, номера агрегатов), а также цена транспортного средства, фамилия, должность лица, оформлявшего заказ, и подписи сторон. Цена транспортного средства в данном случае определяется по соглашению сторон.
В договор могут быть включены и другие имеющие значение условия, например, о порядке и сроках оплаты за выполненную работу, о предоставленных запчастях, сроках устранения недостатков работы, порядке рассмотрения споров и так далее.
Однако следует помнить, что условия договора, ущемляющие права потребителя или ограничивающие ответственность исполнителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, будут являться недействительными (п. 2 ст. 400 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В таких случаях все равно будут действовать положения закона. Приведу пример: статьей 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена ответственность исполнителя за нарушение срока выполнения работы в виде неустойки, которая составляет 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (или за час, если срок определен в часах). Установленная в договоре неустойка в меньшем размере, допустим 0,5 % , будет противоречить требованиям закона, и, соответственно, потребитель будет иметь право требовать неустойку в законном размере. То же касается и условий о снятии с исполнителя ответственности за недостатки работы, обнаруженные после истечения гарантийного срока: потребитель все равно будет иметь законное право предъявить требования об их устранении в разумный срок в пределах двух лет. Другое дело, что пока не каждый потребитель настолько знаком с действующим законодательством. Ну, да это вопрос времени.

Полезная предусмотрительность
При выполнении серьезного ремонта особенно важно в заказе-наряде подробно разграничить стоимость работ (услуг) и запасных частей. На практике мы сталкивались со случаями, когда при оформлении заказа-наряда в нем указывалась лишь общая стоимость заказа – например, «капитальный ремонт двигателя – столько-то рублей».
При задержке выполнения ремонта исполнитель будет обязан платить неустойку в размере 3% за каждый день просрочки от общей стоимости заказа, а не от стоимости работ. Поэтому в таких случаях желательно составлять отдельную смету на ремонт, в которой подробно указывать виды работ, необходимые запчасти и их стоимость.
Составление сметы по требованию одной из сторон обязательно. Необходимо учитывать, что смета может быть твердой или приблизительной, а при отсутствии соответствующего указания на свой характер смета будет считаться твердой. Тогда при необходимости выполнения дополнительных работ или использования дополнительных материалов исполнитель будет не вправе требовать от заказчика их оплаты.
Правильное оформление акта сдачи-приемки позволяет избежать необоснованных претензий к состоянию автомобиля после ремонта. Чтобы снять с себя ответственность за царапины и вмятины на авто, уже имевшиеся до приемки, в акте необходимо указать все видимые наружные повреждения и дефекты транспортного средства, его комплектность. Даже частичное повреждение транспортного средства дает потребителю право требовать предоставления ему аналогичного автомобиля или возмещения его двукратной стоимости.
Презумпция незнания
Хотелось бы отметить еще один важный момент. В ряде случаев, и это бывает нередко, материалы и запчасти для проведения ремонта или обслуживания автомобиля предоставляются самим потребителем. Нередко в автосервисах можно увидеть объявление: «За качество предоставленных потребителем запчастей организация ответственности не несет». Между тем такое заявление не совсем соответствует действующему законодательству. В данной ситуации автосервис выступает как лицо, обладающее специальными техническими познаниями, в отличие от потребителя, который может не знать, да и не обязан знать, о недоброкачественности передаваемой запчасти, то есть здесь действует некая презумпция незнания.
Поэтому в обязанности исполнителя работ, которым в данном случае является автосервис, входит проведение проверки предоставленных запчастей. В первую очередь необходимо определить наличие сертификатов соответствия, если запчасти либо материалы подлежат обязательной сертификации. Сведения об этом в обязательном порядке должны быть включены либо в заказ-наряд, либо в приемо-сдаточный акт. В случае обнаружения явных дефектов деталей об этом также должна быть сделана соответствующая отметка. Исполнитель освобождается от ответственности за недостатки работы только в том случае, когда недостатки переданных запчастей не могли быть обнаружены при надлежащей проверке либо потребитель, несмотря на указание, не заменил предоставленные запчасти на качественные.
Согласование указанных в Правилах условий в письменной форме имеет большое значение с юридической точки зрения. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Поскольку названные в Правилах условия являются существенными (необходимыми для договоров данного вида), при отсутствии хотя бы одного их них договор нельзя считать заключенным. А правовые последствия признания сделки незаключенной состоят в том, что в обязанность каждой из сторон вменяется возврат всего полученного по сделке.
Бывают случаи, когда в процессе выполнения работ заказчики договариваются с конкретным мастером о выполнении им той или иной работы напрямую. Понятно, что указанные работы в заказе-наряде не оформляются. В такой ситуации отвечать за недостатки этой работы или за причиненный в связи с этим вред придется самому мастеру. Договоренность потребителя «напрямую» с работником предприятия о выполнении работы без соответствующего оформления и вопреки установленным правилам не порождает прав и обязанностей между заказчиком и предприятием. Поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такой договоренности автомобиля. В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу.



"Новости авторемонта". Март 2003 г.
http://www.remontauto.ru





Специальная информация: для производителей оборудования · для поставщиков импортного оборудования · для официальных представителей
Техническая документация: нормативные документы · проектирование автосервиса · ГОСТы и законы
Контакты: запрос о поставщиках и производителях · приобретение оборудования по цене производителя · технические консультации
Информация: Календарь выставок · Новости · Реклама на сайте



Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Создание и продвижение сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru