Предлагаем оборудование для диагностики ТНВД и форсунок по новогодним ценам
Узнать подробнее


Нормативы
Новости
Купи рекламы


Узнай производителя





"Кузница кадров" (Где учатся специалисты?)


Современный перечень учебных заведений, готовящих специалистов для автосервисов, в принципе, не отличается от того, который был в советские времена. Те же техникумы, переименованные в колледжи, те же вузы, во многих школах даже сохранилась практика на учебно-производственных комбинатах (УПК), где порой еще встречаются курсы автослесарного дела. Но так же, как и раньше, подготовка специалистов в перечисленных учебных заведениях слабо связана с требованиями, предъявляемыми к кандидатам, которые претендуют на работу в автосервисе.
Выпускники ПТУ являют собой мрачную картину, поскольку к учебе относятся весьма халатно. Возможно, речь идет об отсутствии мотивации, связанной с возрастными особенностями — уж слишком рано начинается профессиональная подготовка. К тому же непосредственно после окончания ПТУ выпускника ждет служба в армии; она отрывает его от работы по профессии на целых два года, в течение которых он окончательно теряет квалификацию. Высшее образование больше котируется на рынке труда.
В вузах есть и разнообразные кафедры, и специальные учебные циклы, и даже современное диагностическое и ремонтное оборудование иностранного производства, но и этого часто бывает недостаточно, так как здесь все равно преобладает теоретическое образование. Его явно не достаточно для работы на автосервисе. Требуется не только адаптация новоиспеченного специалиста на конкретном производстве, но часто и его переобучение.
В целом получается, что практически все учебные заведения, существующие на сегодняшний день в РФ, выпускают "недоделанных" специалистов, которых необходимо доучивать. Остается вопрос: кто будет повышать их квалификацию? В выигрышном положении оказываются автосервисы, сумевшие заключить контракты с иностранными партнерами, которые не скупятся на обучение персонала. Но опять же, это обучение происходит уже после того, как специалист зачислен в штат. Ситуация может показаться парадоксальной: происходит замкнутая циркуляция специалистов-механиков, и пополнения "молодой порослью" просто нет. Выпускникам приходится самим вкладывать деньги в повышение своей квалификации, и на сегодняшний день существует ряд фирм, которые готовы предоставить им такую возможность.
Как показал предварительный опрос руководителей автосервисов, набор персонала происходит в основном по рекомендации сотрудников и рекламе. Причем при рассмотрении резюме, опять-таки, в первую очередь учитывается опыт, а уже потом базовое образование. Часто претенденту предоставляется испытательный срок, в течение которого он может раскрыть свой потенциал.
Путь от ПТУ до мастера престижного автосервиса, с хорошим заработком и уверенностью в завтрашнем дне, очень долог. Выпускникам, если уж они остановили свой выбор на той профессии, которую получили, приходится проходить "стажировку" в гаражах, потом в автосервисах низкого пошиба. И только после этого они приобретают определенную цену на рынке труда. Но лишь устройство на крупный автосервис гарантирует настоящий профессиональный рост.
"Домашняя" форма обучения специалистов развита во многих крупных автоцентрах. Опыт передается от старожилов новичкам. Высокий уровень профессионализма мастеров, работающих на крупных автосервисах, подтверждается инспекциями, которые время от времени приезжают из-за рубежа. Например, механиков ГЕМЫ довольно часто экзаменуют шведские специалисты, которые проверяют соответствие сервисов компании высоким нормам "СААБа". Один из любимых скандинавских трюков — найти в автомобиле шесть подстроенных неисправностей — мастера ГЕМЫ всякий раз сдают успешно.
Сегодня автосервисы просто вынуждены вкладывать деньги (свои или своих партнеров) в обучение собственных специалистов. Кроме того, отбор персонала и контроль над его деятельностью не прекращаются никогда. Необходимо еще инспектировать процесс подачи услуг конечному потребителю, а это уже совсем иное дело, требующее специального обучения. Опять-таки лучшим учителем остается Запад, но гнушаться заимствованием в данном случае не стоит.


"Гаражка.РУ" №4 июль-август 2003 г.
http://www.garazhka.ru





Специальная информация: для производителей оборудования · для поставщиков импортного оборудования · для официальных представителей
Техническая документация: нормативные документы · проектирование автосервиса · ГОСТы и законы
Контакты: запрос о поставщиках и производителях · приобретение оборудования по цене производителя · технические консультации
Информация: Календарь выставок · Новости · Реклама на сайте



Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Создание и продвижение сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru