Предлагаем оборудование для диагностики ТНВД и форсунок по новогодним ценам
Узнать подробнее


Нормативы
Новости
Купи рекламы


Узнай производителя





"Сертификация качества" (Лицензирование автосервиса)


Решив организовать свой собственный автосервис, как и любой другой бизнес, вы неизбежно столкнетесь с трудностями. Одним из главных барьеров является легализация вашего дела. То есть оформление документации, без которой бизнес невозможен. Вопросов, связанных с арендой, постройкой, проводом коммуникаций, мы касаться не будем, т.к. они наиболее общи для любого вида деятельности. СЭС и пожарники также идут отдельной статьей. Поговорим о не менее важной проблеме — получении сертификата на право заниматься авторемонтными работами.
КУДА ПОЙТИ, КУДА ПОДАТЬСЯ?
На сегодняшний день существует порядка 16 аккредитованных организаций с правом выдачи сертификатов автосервисам. Мы постарались предусмотреть все вопросы, которые могут возникнуть у начинающего владельца автосервиса, обратились с ними в организацию РОСТЕСТ-МОСКВА». Александр Михайлович НОВОЖИЛОВ, руководитель направления сертификации услуг и специального оборудования «РОСТЕСТ-МОСКВА», любезно согласился поделиться информацией о процедуре сертификации автосервиса.
Корр.: Александр Михайлович, любой владелец автосервиса потенциально является Вашим клиентом. На какой стадии постройки автосервиса он должен обращаться к вам?
— Автосервис, прежде чем пройти сертификацию, должен быть представлен в готовом виде. То есть он должен быть уже отстроен, в нем должно быть установлено оборудование, это оборудование должно работать. Это связано с тем, что мы не инспектируем «бумажный», заявленный только документах, автосервис.
Вот когда хозяин автосервиса его уже построил, когда у него установлено оборудование, вот здесь он должен получить сертификат на работу. Этот автосервис даже может какое/то время функционировать без сертификата, но заявку его владелец должен подать перед тем, как начать работать.
Здесь необходимо отметить то, что сертификат выдается не автосервису, а на услуги, им оказываемые. И далеко не все виды услуг требуют обязательной сертификации. У нас есть обязательная сертификация, есть добровольная. Есть услуги, такие, как мойка, смазочно-заправочные работы, которые не требуют обязательной сертификации. А вот окраска, ремонт тормозного управления, контрольно-диагностические работы обязательно должны быть сертифицированы.
Корр.: С чем связано такое разграничение?
— Существует номенклатура продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация. В Общем классификаторе услуг населению (ОКУН) есть перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, и такой же перечень добровольной сертификации. Дело в том, что разные виды работ, выполняемые при ремонте автомобиля, имеют неодинаковые последствия в плане безопасности. На опасные виды работ существуют нормативные документы, которые регламентируют жесткие требования, и следовать им нужно неукоснительно. Хотя все до конца не продумано. Мне как специалисту непонятно, почему до сих пор нет нормативных документов на жестяно-сварочные работы. Нередко неправильно установленные лонжероны или неправильно сваренный кузов приводят к авариям на дорогах.
Корр.: То есть владельцу автосервиса не обязательно получать сертификат, если он не выполняет те виды работ, которые подлежат обязательной сертификации, достаточно ознакомиться с ОКУН?
— В принципе да, но реальность выглядит несколько иначе. Я считаю, что любой вид деятельности должен пройти сертификацию, это своего рода гарантия качества. Я вспоминаю тот хаос, который творился в развливающемся СССР до принятия 1992 году настоящей системы сертификации. Поймите, ремонт автомобиля требует последовательного выполнения определенных технологий, этот процесс должен быть проконтролирован. Грамотный владелец автосервиса должен сертифицировать все виды услуг, которые он в состоянии выполнить. И таких владельцев автосервисов сегодня много.
Корр.: Какова сама процедура сертификации? Возьмем гипотетическую ситуацию.
— Человек начинает работать обращается в любой орган по сертификации. Допустим, он пришел к нам. Мы выдаем заявку, которую он заполняет, указывает свои реквизиты. В этой заявке он записывает, какие услуги готов оказывать (по ОКУН). На этом этапе мы ему не противоречим. После этого мы выезжаем на указанную станцию технического обслуживания. И смотрим, какие же услуги он может оказывать на самом деле. Выясняем, имеется ли у него соответствующее оборудование условия работы. При этом диагностическое оборудование и контроль но/измерительный инструмент должны быть поверены в метрологической лаборатории и иметь паспорт об исправности.
Если из списка заявленных услуг некоторые он выполнять не может, то мы их не включаем в список сертификата. Бывают и обратные ситуации, когда мы советуем включить список услуги, которые сервис может выполнять, а в заявке не указывает.
Корр.: Насколько я понял, без поверенного оборудования сертификат автосервис получить не может?
— Совершенно верно, но это не значит, что без поверенного обору дования владелец сервиса не может подать заявку на сертификацию. Метрологическая поверка не обязательно должна предшествовать сертификации, она может осуществляться одновременно с ней. Мы бы даже советовали сразу обращаться в орган по сертификации. Если этот орган высокого уровня, там всегда подскажут, как лучше пройти и метрологический контроль. Такие организации должны оказывать консультативную помощь, и оказывают.
Корр.: Какова должна быть подготовка владельца автосервиса перед визитом к вам?
— По большому счету, он должен только к нам прийти. Мы часто встречаем руководителей, которые не знают, что им нужно для сертификации. Они получат всю необходимую информацию для проведения сертификации производства.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
На сегодняшний день автосервис должен получить сертификат в обязательном порядке на услуги по ОКУН. И, по желанию, на услуги из перечня добровольных по ОКУН. Существуют ситуации, когда автосервис заключает договор, скажем, с таксопарком. Последний требует от автосервиса сертификат на все виды услуг, оказываемых предприятием. Да и в других ситуациях автосервис только выигрывает, получая сертификат на все виды деятельности и защищая таким образом свое имя.
ГРЯДУТ ИЗМЕНЕНИЯ
Такой ситуация, по всей видимости, будет недолго. Дело в том, что в связи с принятием нового закона РФ «О технической регламентации», с 1 июля 2003 года все услуги, оказываемые автосервисами, станут добровольными. Это связано с унификацией нашего законодательства с требованиями ВТО и стремлением нашей страны вступить в эту организацию. Таким образом, владелец автосервиса сам будет решать, что ему сертифицировать, а что нет. Но тогда и автовладелец также десять раз подумает, прежде чем отдать свою машину на ремонт сервису, легкомысленно относящемуся к вопросу качества. Ведь выдаваемый сертификат прежде всего гарантирует качество, соблюдение технологий. Исходя из этого, мы думаем, что объем сертификации услуг упадет ненамного.
Существует документация, знать которую вне зависимости от полученного сертификата должен каждый руководитель автосервиса, так как все возможные претензии автовладелец будет предъявлять именно автосервису.
1. Прежде всего «Правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и РАМТС», утвержденные Постановлением Правительства РФ. Этот нормативный акт Правительства РФ четко прописывает, каким требованиям должен отвечать автосервис. Здесь указано, какие он несет гарантийные обязательства, какие документы должны оформляться, как осуществляется приемка-выдача заказов и предъявление претензий.
2. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». В документе прописаны требования, предъявляемые к отремонтированному автомобилю, исходя из которых предъявляются требования и к оборудованию.
3. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности». ГОСТ 21393 - 75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности». В этих ГОСТах прописаны требования, предъявляемые к бензиновым и дизельным двигателям. Если ваш автосервис занимается их диагностикой, то необходимо ознакомиться и с этими нормативными актами.
4. ГОСТ 9.105-80 «ЕСЭКС. Покрытия лако-красочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания» и ГОСТ 9.402_80 «ЕСЭКС. Покрытия лако-красочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием» необходимы вам, если вы занимаетесь покраской автомобилей.


"Гаражка.РУ" №1 январь-февраль 2003 г.
http://www.garazhka.ru





Специальная информация: для производителей оборудования · для поставщиков импортного оборудования · для официальных представителей
Техническая документация: нормативные документы · проектирование автосервиса · ГОСТы и законы
Контакты: запрос о поставщиках и производителях · приобретение оборудования по цене производителя · технические консультации
Информация: Календарь выставок · Новости · Реклама на сайте



Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Создание и продвижение сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru