Предлагаем оборудование для диагностики ТНВД и форсунок по новогодним ценам
Узнать подробнее


Купи рекламы
БУ
Нормативы


Узнай производителя





"Доводы в пользу активной приемки"


При поступлении автомобиля на станцию техобслуживания чрезвычайно важно быстро и точно определить причину неисправности. От этого, в конечном итоге, зависит, сколько клиент потратит денег, а следовательно, какую прибыль получит сервис. При этом необходимо провести диагностику таким образом, чтобы у клиента не возникло ни малейших сомнений в профессионализме мастера-приемщика, а также чтобы не вызвать у него подозрений относительно правомерности действий техперсонала, т. е. желания нарочно завысить стоимость ремонта.

Можно, конечно, загнать автомобиль на подъемник и собрать совет станции. Пошарить монтажкой в подвеске, сделать умное лицо, выкурить не одну сигарету и, наконец, вынести вердикт, что все не просто плохо, а вообще ужасно. А заодно выразить восхищение смелостью и удачливостью владельца этого автомобиля («Да вы родились под счастливой звездой!»), потому что простой смертный уж точно не доехал бы до автосервиса с ТАКОЙ подвеской. У него обязательно отвалилось бы колесо, заклинило рулевую тягу, вырвало шаровый, заглючил бы ABS и т. д.
Поверит ли вам клиент? Лично у нас это вызывает большие сомнения. Но даже если и сделает вид, что верит, и плюнет на все, и, решив, что искать другой сервис у него нет ни времени, ни желания, все-таки оставит свою машину здесь, то будьте уверены, что в следующий раз за помощью он обратится уже не к вам. Еще раз испытать такой шок он вряд ли захочет.
Да и страховые компании, проявляющие все больший интерес к технологиям авторемонта, хотят иметь более весомое подтверждение целесообразности проведения того или иного вида работ, за который им предстоит платить из своего кармана, нежели слова мастера дяди Пети, официально ничем не подкрепленные. Как им объяснить, что удар в заднюю часть автомобиля здорово сказался на управляемости (повело лонжероны со всеми вытекающими последствиями)?
Наиболее распространенный сегодня способ диагностики — это визуальный осмотр. Мастер, основываясь на собственном опыте, осматривает автомобиль на подъемнике, возможно, с использованием люфт-детектора (чаще всего им является пресловутая монтажка). При этом надо учитывать, что какое-то время, и порой весьма продолжительное, рабочее место будет простаивать (вместо бесплатного выяснения причины неисправности в это время можно было бы проводить на нем платное ее устранение), а слесарь, отвлеченный от своих прямых обязанностей, будет заниматься непродуктивной, в плане принесения прибыли станции, деятельностью. И еще вопрос, согласится ли с его «диагнозом» владелец автомобиля, располагает ли он необходимой для оплаты ремонта денежной суммой и есть ли на складе требующиеся запчасти. Ведь, отправляясь на сервис, человек не всегда понимает, что у него случилось, а следовательно, не знает, сколько брать с собой денег и какие детали привезти с собой на замену.
Второй вид диагностики — это диагностика с помощью профессионального сканера. Прибор дает точное описание проблемы при выходе из строя электронных систем, считывает коды ошибок, короче, указывает, где неисправность, когда она уже явно мешает нормальной эксплуатации транспортного средства.
Но как ее предугадать? Чтобы завоевать максимальное доверие клиента и перевести его в ранг постоянных, очень важно заранее точно спрогнозировать вероятную поломку автомобиля. А как поступить, если клиент жалуется на тормоза или на одну из ныне популярных у автопроизводителей систем: ABS, Brake-Assist, систему курсовой устойчивости и стабилизации или антипробуксовочную систему? При этом сканер не находит неполадок в датчиках этих систем.
Ответ один: нужна диагностика на специальном стенде, наглядно демонстрирующем не только имеющуюся неисправность, но и показывающем текущее состояние основных узлов и агрегатов автомобиля. Работу и различия этих стендов мы и рассмотрим в нашей статье.

Диагностические линии

Чтобы не отвлекать от работы слесарей и не занимать подъемники, лучше всего оснастить станцию комплексной диагностической линией, на которой можно тестировать жизненно важные узлы подвески автомобиля. Причем тестировать даже электронные системы (перечисленные выше), если сканер не дает вразумительного ответа о характере затаившейся в них неисправности.
Существует два вида таких линий: платформенные тормозные стенды и стационарные линии инструментального контроля. В первом случае автомобиль, заезжая на платформу стенда на скорости 10–15 км/ч, резко тормозится. По «клевку» машины определяют неисправность тормозов, прижимную силу амортизаторов к дороге и боковой увод автомобиля в сторону. Так же измеряется масса автомобиля (это делается для проведения дальнейших компьютерных вычислений). Принцип работы такого стенда чрезвычайно прост. Он измеряет нарастание тормозных усилий в момент остановки, замеряет их максимальные значения на колесе и выдает данные, по которым можно судить о характере неисправности, в виде графика на дисплей и принтер.
Во втором случае автомобиль последовательно проезжает через целый ряд устройств, отвечающих за диагностику только своего элемента подвески. Как правило, это стенд контроля схождения колес (боковой увод), стенд контроля амортизаторов, роликовый тормозной стенд и ножничный подъемник с люфт-детектором. Результаты измерений, как и в первом случае, отображаются на мониторе в цифровом и графическом виде и выводятся на печать.

Платформенный стенд

Выглядит все очень привлекательно. Но в чем же различия этих двух диагностических стендов? Самое первое и, на наш взгляд главное, то, что платформенный стенд не может дать точной оценки эффективности работы важнейшего механизма во всех вышеперечисленных системах — пары «тормозной диск/колодка». Он просто не в состоянии, по определению, оценить разницу тормозных усилий, идущих на разные колеса. Если одно из колес тормозит хуже другого вследствие неправильного взаимодействия этой пары, платформенный стенд не сможет показать этого, поскольку по «клевку» нельзя определить, какое из колес схватывает первым. Поэтому данный метод не рекомендован в большинстве стран для проведения государственного технического осмотра, а в некоторых даже запрещен. Он не соответствует и Российскому ГОСТу 51709 — 2001, по которому осуществляется инструментальный контроль транспортных средств.
Неужели можно проверить тормоза, осуществить дорожные испытания на скорости 10–15 км/ч в ремзоне? Обычно автомобили туда поступают из мойки, следовательно, покрышки уже не имеют достаточного для точной оценки торможения сцепления с полом. Помимо этого, при заезде на площадку со скоростью 10–15 км/ч возникают паразитные моменты от полного привода, заключающиеся опять-таки в невозможности определить, какое из колес, находящихся на одной оси, тормозит лучше другого, поскольку тормозное усилие за счет полного привода предастся практически в равной мере и на нетормозящее (или недостаточно тормозящее) колесо. Искажает результаты испытания и срабатывание системы ABS, что делает измерения недостоверными. Также при резкой остановке автомобиля на площадке колесо не успевает сделать оборот в 180о, что приводит к неполной диагностике поверхности тормозного диска, и как следствие — к низкой достоверности результатов, полученных при серии заездов.
Также стоит отметить, что и человеческий фактор в значительной степени обусловливает разницу в результатах диагностики на платформенном стенде. Так как один и тот же человек может совершенно по-разному заехать на стенд, по разной траектории, то даже незначительные отклонения существенно повлияют на результаты замеров. Да и тормозить водитель будет по-разному, и скорости заезда не будут стопроцентно совпадать, а что говорить о зависимости от загруженности автомобиля и накачки шин? Причем крайне трудно предугадать тормозной путь незнакомого автомобиля, поэтому где гарантия того, что, разогнавшись до необходимой скорости, мастер-приемщик остановится там, где надо, а не пролетит через стенд вглубь станции? Ему останется только пожать плечами (вспоминим цитату из сверхпопулярного старого фильма): «А что, крепость тоже я развалил?».
Подводя итог всему вышеизложенному, можем сказать, что, по большому счету, платформенный стенд — это все-таки псевдодиагностика, поскольку с его помощью мы можем определить только (и мы это подчеркиваем) явно выраженную проблему с тормозами. Если залип суппорт на одном из колес, если имеются биение или овальность одного из дисков при эффективном торможении других, то всю систему на платформенном стенде протестировать проблематично. Вычислять прижимную силу амортизаторов по «клевку» тоже некорректно — слишком много субъективных факторов влияет на размер «клевка». И эти факторы не имеют никакого отношения к показателям истинного технического состояния узлов и агрегатов подвески. Наконец, разгон до скорости 15 км/ч на неисправном автомобиле в ремзоне просто небезопасен.

Линия инструментального контроля

В отличие от платформенного стенда, комплексная линия, оснащенная роликовым тормозным стендом, позволяет оценить сопротивление качению колеса в расторможенном состоянии — так называемая диагностика подклинивания, т. е. на нейтральной передаче автомобиль разгоняется самим стендом для определения этого параметра, если суппорт залипает на одном колесе (или на обоих). Так же диагностируются:
• биение тормозных дисков (овальность барабанов);
• нарастание тормозных усилий (в виде графика в коридоре пограничных значений, что просто необходимо для оценки системы Brake-Assist — системы безопасности, без которой уже не обходится ни один современный автомобиль, позволяющей автоматически усилить торможение при несильном, но резком нажатии на педаль);
• максимальные значения тормозных усилий на колесе;
• разность максимальных тормозных сил;
• контроль усилия на тормозной педали.
Что это дает? Стопроцентную диагностику тормозной системы на разных стадиях ее срабатывания и максимальную точность показаний оценки тормозного механизма при полном отсутствии влияния со стороны системы ABS и паразитных моментов от полного привода.
Как уже было сказано, на современном автомобиле тормозная система используется не только для замедления и остановки машины, но и для активизации антизаносных, противопробуксовочных систем и многих других систем активной безопасности.
Поэтому безупречная работа пары «тормозной диск/колодка» и ее диагностика при отсутствии посторонних влияний является основным параметром при диагностировании тормозов.
К плюсам роликового (барабанного) стенда можно отнести высокую повторяемость и достоверность результатов по серии тестов и соответствие российскому и международному стандартам.
Важное преимущество линии — в том, что она не обязательно должна быть «проездной», т. е. отдельные стенды могут быть размещены в разных частях ремзоны. В идеале, конечно, нужно, чтобы стенды монтировались последовательно, но для этого надо выделить в мастерской отдельный участок длиной как минимум 9,5 м и шириной 6 м. Полный комплекс диагностического оборудования для оснащения многофункциональной линии состоит из следующего оборудования:
• коммуникационного пульта (компьютерного пульта управления и пульта управления подъемником);
• стенда проверки увода колеса от прямолинейного движения;
• стенда проверки амортизаторов;
• роликового агрегата тормозного силового стенда (в соответствии с требованиями ГОСТа 25478);
• электрогидравлического подъемника;
• стенда контроля состояния подвески и рулевого управления, состоящего из гидроплощадок, имитирующих возможные нагрузки на элементы подвески и рулевого управления, т. е. люфт-детектора (с его помощью можно выявить даже те люфты, которые не диагностируются визуально при помощи монтажки);
• 4-компонентного газоанализатора (в соответствии с требованиями ГОСТа 17.2.2.03);
• дымометра для дизельных двигателей (в соответствии с требованиями ГОСТа 21393);
• установки контроля световых приборов, измеряющей угол наклона светового пучка фар (в соответствии с требованиями ГОСТа 25478) и люксметра;
• прибора контроля качества тормозной жидкости.
Как мы уже сказали, формирование линии инструментального контроля осуществляется по модульному принципу, поэтому владелец автосервиса может интегрировать в нее только те приборы и стенды, в которых он нуждается. Помимо этого, необходимо заметить, что подобные линии могут быть исполнены в двух вариантах: напольные либо встроенные в фундамент. Опять же, если еще на этапе строительства или реконструкции станции вам пришла в голову мысль оснастить свой сервис подобной линией, то лучше выбрать второй вариант. Но не беда, если ваша станция функционирует уже давно, а необходимость в комплексной диагностической линии возникла только сейчас. Напольная линия по надежности и безопасности эксплуатации ничем не уступает встроенной в фундамент.

Не на всех СТО есть тормозные стенды, а там, где они имеются, их по тем или иным причинам не всегда используют на полную мощность, а часто — только тогда, когда клиент сам заявит о проблеме.
На самом деле клиент может и не догадываться о том, что какие-либо системы работают недостаточно эффективно. Если на скользкой дороге, на высокой скорости случится авария, будет уже поздно говорить о достоинствах стендов и эффективности торможения. Для предотвращения подобного желательно каждый автомобиль, приезжающий на станцию технического обслуживания, подвергать этой диагностике. Сделайте это бесплатно! При надлежащей работе мастера-приемщика каждый здравомыслящий клиент воспользуется услугами, вытекающими из диагностики, будь то проточка или замена дисков, колодок, суппортов, прокачка тормозов или иной ремонт.

Что это даст клиентам?
Отсутствие неожиданных поломок на дороге, уверенность в безопасности своей и близких людей, наличие времени на подготовку к ремонту (выбор времени, подготовка средств) в случае обнаружения предпосылок к появлению неисправности, чувство доверия к компании и персоналу, выгодные условия при продаже автомобиля в хорошем техническом состоянии.

Что это даст станции ТО?
Прибыль от операции «Активная приемка»: уменьшение затрат времени и улучшение качества проведения диагностики; раннее выявление неисправности и подготовка клиента к ее устранению; выявление скрытых неисправностей быстро, без неоплачиваемых потерь времени; создание для клиента атмосферы «семейного автодоктора»; добровольное привязывание клиента к компании; выгодная вторичная продажа автомобиля, документально подтвержденная «кредитной технической историей» в виде регулярной диагностики, регламентных и ремонтных работ.


Новости Авторемонта, февраль, 2004
http://www.remontauto.ru





Специальная информация: для производителей оборудования · для поставщиков импортного оборудования · для официальных представителей
Техническая документация: нормативные документы · проектирование автосервиса · ГОСТы и законы
Контакты: запрос о поставщиках и производителях · приобретение оборудования по цене производителя · технические консультации
Информация: Календарь выставок · Новости · Реклама на сайте



Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Создание и продвижение сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru