ООО "Компания СИВИК" - производство и продажа оборудования для автосервиса



Представляем мобильный бизнес - шиномонтаж на колесах.
Узнать подробнее


AC-Hidraulics

Автодилер: Программы для автобизнеса








"Профессиональная окраска" (Лаки Akzo Nobel)


Множество современных автомобилей несут на себе двухслойные декоративные покрытия - поверх базовой эмали нанесен слой прозрачного лака. Причин такого «усложнения» окрасочной технологии в основном две: прочная пленка лака защищает базовую эмаль, повышая ее атмосферную стойкость, и тот же слой делает декоративные свойства покрытия более выразительными. Такие покрытия, называемые системой, хорошо известны специалистам и, казалось бы, доведены до совершенства. Однако ведущие производители лакокрасочных материалов продолжают разрабатывать все новые и новые эмали и лаки. Нужно ли это, какая реальная польза от прогресса в этом направлении для российского мастера и, конечно же, многомиллионной армии автолюбителей? Помочь ответить на эти вопросы нам помогла программа специального тренинга, проведенного специалистами голландской фирмы Akzo Nobel на нашем «АБС-сервисе». Хотелось бы отметить, что такой же подход к делу, как и продемонстрированный голландскими мастерами, тщательно воплощен в жизнь при строительстве и оборудовании малярно-кузовного участка автосервиса «Волна», спроектированного с участием специалистов фирмы Du Pont, открытие которого состоялось 28 июня этого года. Оказалось, что подходы к сложному делу окраски у этих известнейших фирм, в общем-то, одинаковы, а, значит, новые высокопродуктивные эмали и лаки - это не дань моде, а реальные средства повышения эффективности и прибыльности окраски как бизнеса.
Прежде чем переходить к техническим подробностям, хотелось бы рассказать об одном статистическом исследовании, проведенном по заказу фирмы Akzo Nobel. Специалисты фирмы проанализировали страховые случаи столкновения автомобилей в Голландии, произошедшие в 2000 году. Результаты этих исследований приведены на диаграмме 1. Оказалось, что в 60% случаев сумма ущерба не превышала 800 долл. США. Если вспомнить, что окраска одного панельного элемента на голландском сервисе стоит около 200 долл. США, то такая величина ущерба означает, что большинство машин при авариях получают минимальные повреждения, а 18% отделываются только «потертостью» краски. Дальше начинается самое интересное. Практически все владельцы, ущерб которых оказался оплачен страховкой, воспользовались услугами сервиса, действуя по принципу - «не пропадать же деньгам», но большинство владельцев, не имеющих такой страховки, на сервис не обратились. Отвечая на вопрос «почему?», они указали в качестве причины то, что стоимость окраски несоизмеримо высока по сравнению с величиной полученного повреждения. Такого владельца легко могут понять и российские коллеги. Владелец автомобиля, легко соглашающийся на полную окраску сильно поврежденного элемента кузова, не может согласиться с тем, что частичная окраска того же элемента, со слегка потертым покрытием, будет стоить столько же. Однако использование при окраске дорогостоящей камеры задает высокую цену вне зависимости от величины дефекта, так как объем работ в обоих случаях практически одинаков.
Проанализировав результаты исследований, специалисты Akzo Nobel разработали целую концепцию нового подхода к ремонту и окраске слабоповрежденных элементов кузова. Этот подход, включающий комплекс всех материалов, специфических приемов работы и соответствующее оборудование, получил название Rapid Repair (системы быстрого ремонта). Основная идея заключается в том, что легкие повреждения кузова автомобиля должны устраняться за минимальное время - в течение одного рабочего дня. Причем стоимость самих работ должна быть пропорциональна размеру повреждения. Такой подход можно рассматривать как совершенно новое направление услуг, которое может (в наших российских условиях) охватить подавляющее большинство автовладельцев. Ведь на наших дорогах редко можно увидеть автомобиль без единой царапины.
Однако вернемся к началу нашего разговора. Итак, 21 июня малярный участок «АБС-сервиса» превратился в испытательный полигон, где голландский инструктор рассказал о концепции быстрого ремонта и продемонстрировал приемы работы с новым продуктом фирмы Akzo Nobel - лаком Autoclear Plus, который приходит на смену всем ранее использовавшимся лакам системы Sikkens. Но об этом несколько позднее.
А сейчас сделаем отступление и с предельной дотошностью опишем, как можно отремонтировать крыло автомобиля, на котором краска стерта до металла острым стальным шпателем на участке приблизительно 5х10 см2, затратив при этом всего 50 мин рабочего времени (подбор цвета в это время не входит). Для того чтобы отремонтированный участок был хорошо виден на фотографии, мы специально использовали эмаль контрастного цвета.
Сначала поверхность тщательно обезжиривается растворителем М600. При этом одновременно удаляются следы силиконовой полироли. После этого (способом только сухого шлифования) поврежденный участок зашкуривается до металла. Работа производится сначала с помощью шлифмашинки, а затем вручную, последовательно применяя шлифовальную бумагу зернистостью Р120, Р220 и Р320. При этом необходимо использовать достаточно жесткий шлифовальный брусок, что уменьшает величину рисок и позволяет «растянуть» переходную зону на ширину 3-4 см. Весь этап шлифования занимает 10-15 мин (пять из которых потребовалось на объяснение того, что происходит, перевод с английского на русский и фотографирование процесса).
Параллельно с этим проверялись свойства ремонтируемого покрытия. Для этого на очищенную поверхность кладется кусочек ветоши, пропитанной растворителем Sikkens 1.2.3., Thinner Slow. Если за 1 минуту лакокрасочное покрытие не размягчилось под действием растворителя (как в нашем случае), то применять специальные приемы для работы с термопластичными материалами не требуется, и возможно нанесение обычного грунта.
Затем на участок «голого металла» и переходную область, включая поверхность вскрытого заводского грунта, наносится тончайший слой антикоррозийного двухкомпонентного грунта Washprimer CR. Через 5-10 мин можно наносить покрасочный грунт. В нашем случае, так как объем работы был невелик, инструктор использовал грунт Sikkens Spot Primer Grey, расфасованный в аэрозольную упаковку. Покрасочный грунт наносится несколькими тонкими слоями, постепенно захватывая всю область перехода. Чем тоньше слои, тем быстрее высыхает грунт и меньше риск возникновения усадки после нанесения эмали.
В нашем случае было нанесено четыре слоя грунта с общим временем сушки всех слоев - 8 мин, из которых 3 мин пришлись на сушку первого слоя. Для получения наилучшего качества нанесенный слой следовало бы окончательно высушить инфракрасной сушкой в течение 5 мин. Для этой цели, как объяснил инструктор, с не меньшим успехом можно использовать и обычный бытовой рефлектор, ну а уж на совсем крайний случай эти приборы, без ущерба для качества, могут быть заменены обычным промышленным феном, что и было сделано.
Затем загрунтованный участок был зашкурен «по мокрому» шлифовальной бумагой зернистостью Р800 и Р1000. Мокрая шлифовка на данном этапе предпочтительнее, так как именно на мокрой поверхности можно увидеть мельчайшие дефекты, часто возникающие в переходной области.
После этого с помощью специальной шлифовальной губки Scotch Brite (серого цвета) и матирующей пасты Sikkens Blend-Prep была заматирована область лакокрасочного покрытия, прилегающая к зоне ремонта, шириной приблизительно 5-7 см. Применение пасты предпочтительнее, так как при этом не создаются избыточные риски, исключается риск протирания лака и сохраняется шагрень, имеющаяся на оригинальной поверхности. Да и время обработки сокращается до нескольких минут с учетом удаления остатков шлифовальной пасты обычной водой.
Затем поверхность еще раз обезжиривается и окрашивается тремя слоями базовой эмали по технологии частичного ремонта, описанной в предыдущей статье.
Нужно отметить, что, как и при окраске методом перехода, при быстром ремонте не требуется точного подбора цвета краски. Даже при значительной разнице в тоне за счет «растянутости» переходной зоны отличия в цвете становятся абсолютно неразличимыми, за исключением случаев трехслойной покраски и некоторых сложных прозрачных «перламутров» с хроматическим эффектом. Но, к счастью, такие покрытия у нас еще редки.
Техника нанесения эмали и лака изучалась отдельно, так как для нас было чрезвычайно важно понять новые возможности, которые открывает применение Autoclear Plus по сравнению с хорошо знакомыми лаками серии MS1000, MS2000 и MS3000.
Вначале познакомимся с основными свойствами нового двухкомпонентного универсального лака с высокой толщиной слоя Autoclear Plus. Для его применения используются два отвердителя - стандартный и медленный Р25 и Р35 и специальный ускоритель сушки - Autocryl Plus Accelerator, который в случае необходимости вводится в смесь вместо обычно применяемых растворителей 1.2.3.Thinner. Растворители серии 1.2.3. могут быть как быстрые, так и медленные (см. диаграмму 2), поэтому температурная область применения нового продукта становится очень широкой, охватывая и сверхбыстрый ремонт при пониженной температуре и работу жарким летом. Рабочая вязкость лака составляет 15-17 секунд по вискозиметру DIN-4, а концентрация летучих органических соединений - 570 г/литр готовой к нанесению смеси. Время сушки, естественно, зависит от типа применяемого отвердителя. Но и при самом медленном поверхность полностью высыхает через 11 часов. А вот для системы с добавкой ускорителя эти показатели близки к рекордным. При 20oС поверхность высыхает от пыли за 15 мин, высыхает на «отлип» всего через 1,5 часа и полностью высыхает через 4 часа. В режиме ускоренной сушки при температуре 60oС эта поверхность полностью высыхает через 15 мин. Лак допускает сушку и инфракрасным излучателем и даже, как мы убедились в процессе демонстрации, просто горячим феном.
Способы «регулировки» шагрени в общем-то такие же, как и при использовании лаков серии MS: повышенное или пониженное давление распыляющего воздуха, изменение дистанции нанесения и, самое главное, толщины слоя, наносимого за один проход пистолета. На наших глазах голландский мастер, варьируя эти параметры, получил и очень плавную волну, характерную для американских «кадиллаков», и мелкую рябь, характерную для российских автомобилей. Очень приятное впечатление производит высокая тиксотропность лака. Даже при большой толщине слоя нанесения на вертикальных поверхностях не образуется подтеков. А если даже специально создать подтек, он по мере высыхания как бы размывается, растягивается, образуя лишь совсем незаметную на глаз плавную выпуклость.
Естественно, внешний вид лакового покрытия сильно зависит от техники нанесения базового слоя эмали. Следует избегать как слишком сухого его нанесения, при котором образуются значительные микронеровности, приводящие к неравномерной усадке лака и, следовательно, к понижению блеска, так и слишком мокрого нанесения, при котором усадка самой базы при сушке лака может вызвать сморщивание поверхности вплоть до появления дефекта, образно называемого «апельсиновой коркой». Но, впрочем, это нельзя отнести к дефектам лака или вообще материала. Прощая большинство легких ошибок, продукт все-таки требует уважительного к себе отношения. И все-таки, сравнивая лаки широко распространенной сейчас серии MS и новый лак Autoclear Plus, можно сказать, что последний - это продукт на порядок более технологичный и «легкий» в применении, продукт действительно 21 века. Собственно, это наглядно показала наша проверка в условиях, максимально приближенных к боевым.
Однако вернемся к сверхбыстрому ремонту. В этом случае лак был нанесен в три слоя, причем последний третий слой наносился с добавлением избыточного количества растворителя. Интересно, что уже сразу после сушки, которая производилась все тем же феном, область перехода была трудноразличима, так как на нее сразу после нанесения разбавленного лака было нанесено небольшое количество специального растворителя для переходов. Семь минут ускоренной сушки феном - и ремонтное покрытие можно полировать по обычной технологии материалами фирмы «3М». Результат очень хороший. Если бы я не видел весь процесс собственными глазами, то никогда бы не поверил, что ремонт действительно занял всего 50 минут. Специалисты Akzo Nobel правы, считая, что это новый и весьма перспективный вид услуг в российских условиях. Думается, в ближайшее время мы введем эту услугу на нашем «АБС-сервисе» как стандартную и сможем подробнее рассказать об экономических аспектах этой деятельности. Пока лишь отметим, что расход материалов на такой ремонт исчисляется граммами и на самом деле пропорционален площади поврежденного участка.
Стратегия фирмы Du Pont при разработке новых материалов в основном близка к вышеописанной - это понижение трудоемкости всех видов ремонта, включая и локальный, и точечный. Причем система построена так, что использовать новые материалы можно на самых различных сервисах с очень разными наборами оборудования. И все-таки нам было чрезвычайно интересно посетить автосервис научно-производственного объединения «Волна», спроектированный, построенный и оснащенный при непосредственном участии специалистов ООО «Немур» - официального импортера и дистрибьютора материалов Du Pont в России.
НПО «Волна» - это крупное объединение, разрабатывающее и изготавливающее устройства связи практически для всех видов российской оборонной техники - от бронетранспортеров до подводных лодок. Имея значительные резервные площади и обладая традиционно серьезным подходом к делу, не так давно НПО решило расширить свою деятельность не выпуском привычных кастрюль и сковородок, а продажей, обслуживанием и профессиональным ремонтом российских и зарубежных автомобилей. Автоцентр уже работает, а кузовной и малярный участки готовятся к приему первых посетителей. Кроме собственно лакокрасочных материалов, «Немур» поставляет весь комплекс оборудования для кузовного ремонта, включая стапели Chief. Естественно, оборудование подобрано таким образом, чтобы реализовать новейшие концепции ремонта, в том числе ускоренного и быстрого.
Помещение общей площадью около 500 м2 разделено на две зоны. В меньшей установлена окрасочно-сушильная камера, колеровочная студия и усовершенствованный пост подготовки фирмы AYR. В основном зале большинство мест спроектировано как многофункциональные, однако выделены два поста с индивидуальной системой боковой вытяжки и очистки воздуха, где можно не только проводить шпатлевочные, но и мелкие окрасочные работы. Пост подготовки AYR, изображенный на фото, это почти покрасочная камера. Его преимущество в том, что цена поста в два раза дешевле самой простой камеры, а отличие - что сушка возможна только при комнатной температуре. Блок нагрева воздуха отсутствует. Соответственно, и ремонтные схемы, и набор материалов, используемые на сервисе, различны. При этом этот набор настолько широк, что выбирать есть из чего.
Главные характеристики лаков Du Pont приведены в таблице. Как видно, любой из лаков по совокупности своих параметров выглядит абсолютно современно, кроме 120S, который можно полностью заменить лаком 655S. Обратим внимание на два продукта. Первый - это лак 670S, специально рекомендованный для быстрого ремонта, и второй - 3200S, который можно наносить на водорастворимые эмали. Лак 3200S на сегодняшний день имеет наибольшую величину сухого остатка и великолепные свойства сушки при высоких температурах. Для укрытия поверхности, как правило (если не предъявляются особые требования к виду шагрени), достаточно одного слоя. Только в редких случаях необходимо предварительное нанесение еще одного среднего слоя. Обладая чрезвычайно высокой твердостью, лак предохраняет поверхность от сколов, прекрасно выдерживает химические и атмосферные воздействия. Он может быть использован для точечного, панельного и полного ремонта, сочетает в себе легкость нанесения с минимальным риском усадки. И все-таки при всех своих достоинствах для быстрого ремонта лак 3200S не рекомендован, особенно, если ремонт производится вне малярно-сушильной камеры. Все дело в том, что, несмотря на малое время полного высыхания, время сушки от пыли, т.е. время, когда покрытая им поверхность, с одной стороны, способна поглощать перепыл (что очень хорошо), но зато чувствительна к попаданию на нее пыли (что плохо), очень велико и составляет 50 минут. Естественно, для использования такого продукта желательно наличие покрасочной камеры.
Для быстрого, по терминологии Du Pont, точечного ремонта рекомендуется высокоэффективный лак с повышенным содержанием сухого остатка 670S. Этот лак можно сушить в температурном интервале от 15oС до 60oС. Причем даже при 150С он высыхает от пыли за 13 минут, набирает монтажную прочность за 4 часа, а полностью высыхает за 14 часов. Лак 670S малочувствителен к перегреву, и поэтому особенно подходит для инфракрасной сушки. Низкая вязкость позволяет наносить его тончайшими слоями. При этом лак обеспечивает великолепную адгезию и никогда не шелушится при полировке переходов.
Технология ускоренного ремонта Du Pont охватывает большой класс случаев мелкого повреждения вертикальных и горизонтальных поверхностей кузова автомобиля, гарантируя стопроцентное восстановление лакокрасочного покрытия не только на металлических, но и на пластмассовых элементах. При использовании инфракрасной сушки время ремонта незначительных повреждений меньше одного часа. При этом исключается возможность таких дефектов, как оконтуривание и повышенная усадка отремонтированных поверхностей.
Наш сервис давно уже работает с системой Du Pont, но даже мы не успеваем внедрять все новейшие разработки этой фирмы. Все-таки главной задачей сервиса является качественный ремонт машин клиентов, а не научно-исследовательские работы. Но сейчас, проведя сравнительные испытания описанных в последних статьях новых продуктов, мы убедились, что их использование существенно снижает трудоемкость, повышает качество ремонта и прибыльность автосервиса в целом. Однако об экономических аспектах применения новых материалов мы поговорим в последующих публикациях.


"Автомобиль и Сервис". Август 2001 г.
https://www.abs.msk.ru





Copyright © 2003, Ассоциация производителей и поставщиков автосервисного оборудования Разработка сайта: Интернет-агентство «Dextra»

Rambler's Top100

LBN Elite