|

|

|

"Ты-мне, я-тебе" (О лизинге)
Не везет у нас метисам. Вот если мать – китаянка, а отец – украинец, то китайцы ребеночка назовут русским, а украинцы – кацапом, и ни там, ни там полностью “своим” он не станет, увы. То ли дело в США. Там сразу поймут, что ребенок – американец, и охотно его пропишут (пардон, натурализуют), и заживет он припеваючи, если, конечно, пользу приносить научится.
Почти то же самое у нас происходит с лизингом. Была аренда, был банковский кредит, встретились они, крепко полюбили друг друга и в результате такого альянса получился ребеночек, лизингом прозванный. На Западе он давно вырос и работает, и пользу приносит немалую, а у нас как-то плохо приживается. Его предков по отдельности мы вроде бы используем. И аренда у нас есть, и в рассрочку продаем много чего, кредитуем чем-нибудь и кого-нибудь время от времени, а лизинг по-прежнему остается если не экзотикой, то чем-то не очень востребованным в отношениях между продавцом и покупателем. К делу «мальчонку» допускают редко и как-то неохотно, особенно в такой специфической области, как продажа авторемонтного оборудования. А ведь он имеет все шансы стать очень ценным посредником, без которого иной раз очень трудно обойтись. Поставщику он находил бы потребителя, последнему, в случае недостатка средств, ссужал бы, да и сам бы на этом зарабатывал, разве это плохо? В обычных человеческих отношениях принцип “ты-мне, я-тебе” не очень приемлем, а в деловых-то куда без него? Собственно, в том, насколько нужен и насколько полезен этот заграничный “мальчонка”-лизинг предприятиям автосервиса, мы и попробуем разобраться.
Рассказали мне недавно в одной фирме, торгующей компактными чемоданчиками с высокотехнологичным оборудованием для восстановления клапанов и их седел, примечательную историю. Приезжает к ним человек, весьма издалека, и покупает полный комплект для восстановления клапанов, седел и направляющих втулок. Через год опять приезжает и снова покупает полный комплект. Когда он приехал в третий раз, еще через год, сотрудники фирмы не выдержали и поинтересовались, а зачем, собственно, ежегодно покупать по полному комплекту инструмента, не проще ли докупить просто набор резцов? «У меня, - говорит он, - работник, выполняющий эту операцию, работает на условиях выкупа инструмента в течение года. Год проходит, работник открывает свое дело, а я, в свою очередь, нанимаю нового. Вот для него и предназначен очередной комплект».
Схема, в принципе, стара как мир. Поступая таким образом, хозяин получает добросовестную работу и бережное отношение сотрудника к недешевому прецизионному инструменту, да еще и кое-какую «накрутку» на этот инструмент. Такая схема финансовых отношений проста и понятна любому человеку, работающему в области авторемонта. Когда-то в стародавние советские времена в некоторых таксопарках похожую схему пытались применять в отношении автомобилей. И, как показывала практика, водители относились к своим машинам гораздо бережнее и аккуратнее. Нет-нет, мы никоим образом не хотим сказать, что оборудование надо бы отдавать работникам в собственность, в данном случае приведен лишь простейший пример. Так вот, схема того, что сегодня мы называем лизингом, на самом деле ничуть не сложнее, но потребителя часто отпугивает сама формулировка «финансовый лизинг». А все на самом деле очень просто, и началось очень давно.
КОГДА, ГДЕ И КТО
Лизинг, как форма экономических отношений, вырос из аренды средств производства. Впервые ее применили шумеры около 4000 лет назад. Характерно, что первыми арендодателями стали служители культа, священники, то есть.
Археологами и историками были найдены свидетельства того, что между 400 и 450 г.г. до н.э. недалеко от Вавилона, в городе Ниппур, семьей Мурашу была открыта первая известная в истории человечества арендно-лизинговая компания. Семья Мурашу была лидером на рынке арендных услуг в древней Месопотамии. Кроме аренды земли, это изобретательное семейство предлагало также ряд сопутствующих продуктов - аренду скота, сельскохозяйственной техники и продажу посевных материалов в рассрочку.
Известные своей предприимчивостью финикийцы сдавали в аренду морские суда. Содержание сделок по аренде судов в древние времена незначительно отличается от лизинга сегодняшнего дня. Именно финикийцы стали прародителями финансовой аренды. Арендно-лизинговые отношения продолжали развиваться и в средние века, реализуясь иной раз в самых неожиданных ситуациях. В 1066 г. н.э. на Англию внезапно напали норвежские и норманнские войска. Оба вражеских флота достигли берегов Англии буквально за две недели с начала кампании. Ни норвежский король, ни норманнский герцог не имели в собственности достаточного количества кораблей, а также средств на финансирование военной кампании, равно как не имели ни денег, ни времени на постройку собственных флотов. Для тех времен это была крупная военная операция. Англичане не могли найти другого объяснения феномену, кроме как сослаться на божественную природу происходившего, хотя на самом деле все было гораздо проще: оба вражеских лидера нашли источник финансирования - они взяли флот, команды и оружие в лизинг и успешно реализовали свой «бизнес-план».
Современные черты арендно-лизинговые отношения приобретают в конце XIX - начале XX века в связи с развитием железных дорог и позже - автомобилестроения. Первые сделки по аренде автотранспортных средств известны с 1918 г., но отцом современного автолизинга считается продавец автомобилей из Чикаго Золли Френк, первым предложивший в начале 40-х годов XX века уже не аренду отдельных транспортных единиц, а долгосрочный лизинг целого парка автомобилей. Годом рождения лизинга в сегодняшней его интерпретации принято считать 1954 год, когда придумали так называемую «ускоренную амортизацию» предмета аренды. Цель ее была очень проста: уменьшение налогообложения его владельца. Таким образом, именно эта ускоренная амортизация, нацеленная на уменьшение налогооблагаемой базы, и стала одним из основных признаков, отличающих лизинг от обычной аренды.
Ускоренная амортизация, с одной стороны, позволяет оптимизировать налогообложение лизингодателей в течение срока действия договора, а с другой, по его окончании не возникает дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность лизингополучателя, так как оборудование почти или полностью самортизировано. К «российскому» лизингу эта характеристика полностью применима и является одной из тех, которые делают лизинг вообще более привлекательным, чем кредит или аренда.
КТО ДАЕТ И КАК
Закон о лизинге в Российской Федерации принят в 1998 году, обязательное лицензирование лизинговой деятельности отменено с 14 февраля 2002 г., и в результате сегодня на территории России действуют несколько тысяч лизинговых компаний. Казалось бы, много - это хорошо, но реально из них около 40% находятся в Москве, большинство организовано банками и функционирует при них, а это далеко не всегда хорошо для лизингополучателя.
Дело в том, что в работе лизинговой компании, работающей при банке, есть своя специфика, которую нельзя не учитывать. Так, годовая процентная ставка дочерней лизинговой компании включает в себя годовую ставку банковского кредита под лизинговый проект и годовой процент (маржу) самой лизинговой компании. Например, кредит 10%, маржа 6% - получается 16%. И очень не любят в околобанковских компаниях долгосрочные договора лизинга. Кроме того, многие банковские лизинговые компании нередко пытаются, извините за грубый жаргон, «развести» клиента. Пообещав сначала, например, что маржа составит всего 3%, они выставляют потом дополнительные счета: «а это еще с вас за страхование», «а это за дополнительные услуги по оформлению» и так далее.
К тому же приходится учитывать, что желание работать с тем или иным клиентом у такой прибанковской компании сильно зависит от отношения к этому клиенту банка - основателя лизинговой компании. И одобрение на сделку с данным клиентом компания будет выдавать, исходя из обычных банковских, применяемых в случае решения на выдачу кредита критериев оценки клиента. Скорее всего, потребуется полный аудит фирмы-лизингополучателя и залог имущества в ликвидной форме (здание автосервиса, автомобили, если таковые есть в собственности и тому подобное). Разве что согласятся принять передаваемое в лизинг оборудование в качестве дополнительного обеспечения залога.
По идее, лизинговая маржа в такой ситуации должна отражать исключительно трудозатраты персонала лизинговой компании, поскольку вся прибыль банка уже заложена в ставку кредитования. И ни о каких обычных 5%, а то и 7% говорить при такой схеме просто неприлично. В этой ситуации любой разумный клиент просто обязан спросить, а за что, собственно, начисляется эта маржа?
Впрочем, чем попусту спрашивать, лучше поискать лизинговые компании других типов.
Лизинговые компании организуются самыми разными структурами, даже частными лицами, так что потенциальный клиент всегда может надеяться найти себе подходящую. В последнее время в России появилось много независимых компаний. Условно их можно разделить на три типа. К первому относятся те, которые занимаются лизингом любого технологического оборудования. Принципы их работы сходны с вышеописанными банковскими компаниями.
Второй тип - лизинговые фирмы, организованные при крупных поставщиках оборудования для какой-либо конкретной области, в частности для автосервиса. Поставщики хорошо понимают, что лизинг может помочь им существенно увеличить объемы продаж. Эти компании можно считать достаточно выгодными для нашего лизингополучателя, с тем лишь недостатком, что они предлагают относительно ограниченный, в смысле производителей, ассортимент оборудования. Конечно, они могут поставить и «чужое», по выбору клиента. Однако чужое - есть чужое, и такую сделку лизинговая компания будет стараться провести на менее выгодных, по понятным причинам, условиях для клиента. В частности, фактические владельцы фирмы-лизингополучателя должны предоставить личную гарантию по договору лизинга, а само предприятие должно успешно работать на рынке не менее года. Впрочем, у каждой лизинговой компании будет свой набор критериев, которым должен соотве тствовать их лизингополучатель.
КТО БЕРЕТ И ЗАЧЕМ
Как нам рассказали в московской компании «Интерколор», на практике договор лизинга фактически представляет собой четырехсторонний договор между продавцом оборудования, лизинговой компанией, покупателем (арендатором) оборудования и страховой компанией. Договора лизинга заключаются, как правило, на срок не менее года и не более трех. Объект лизинга - например, окрасочно-сушильная камера с необходимыми аксессуарами и инструментами - передается в распоряжение клиента. Между тем право собственности на оборудование остается за лизинговой компанией. Что нисколько не мешает клиенту на всю катушку, что называется, использовать его, извлекая прибыль в доступных ему размерах. От клиента требуется лишь своевременно, в установленные договором сроки, погашать платежи по лизингу.
Если лизингополучатель исправно платит, не выбивается из графика, зафиксированного в договоре, и в оговоренные сроки полностью выплачивает всю сумму, то право собственности на оборудование переходит к нему. Все доходы и прибыль, полученные клиентом в ходе использования оборудования, являются, разумеется, собственностью клиента. В случае же отказа лизингополучателя или его неспособности в силу каких-то причин выплатить причитающуюся лизингодателю сумму последний изымает у него оборудование. Которое затем продается, как правило, поставщику по остаточной стоимости в соответствии с заключенным между ними договором.
Давайте взглянем на договор лизинга с точки зрения реального потребителя (лизингополучателя).
Каждое устойчиво работающее предприятие заинтересовано в уменьшении своего налога на прибыль. Что делать? Показать высокую себестоимость продукции. Как? Один из способов - лизинг. Согласно действующему ныне законодательству, все лизинговые платежи относятся на себестоимость. Следовательно, налогооблагаемая база уменьшается на размер платежей.
Каждое устойчиво работающее предприятие не прочь сэкономить на налоге с имущества. Опять же поможет лизинг оборудования. Пока действует договор лизинга, этот налог платит лизингодатель, поскольку оборудование, как правило, находится на его балансе. А по завершению срока действия договора оборудование переходит на баланс теперь уже экс-лизингополучателя по остаточной (копеечной) стоимости, благодаря ускоренной амортизации. Практически только при лизинге амортизацию можно ускорить втрое.
Наши консультанты глубоко убеждены, что если предприниматель покупает новое оборудование, оплачивая его самостоятельно, полностью и сразу, то значит, покупка производится из чистой прибыли предприятия. Следовательно, уже сразу 30% из этих денег пришлось отдать в бюджет. (В данном случае мы исходим из того, что предприниматель ведет «белую» бухгалтерию.)
Покупка нового оборудования в кредит также значительно менее выгодна, чем покупка этого оборудования по лизинговой схеме. Благодаря экономии на налогах, лизинг обходится существенно дешевле банковского кредита даже при равных ставках того и другого. Кроме того, при получении кредита в банке обычно предъявляются трудновыполнимые требования по его обеспечению. Многие предприятия не имеют доступа к долгосрочному кредитованию именно по этой причине. В других случаях все заканчивается тем, что весь бизнес несчастного заемщика оказывается под залогом, а это ограничивает его способность привлекать средства на другие цели. Для получения оборудования в лизинг залог в большинстве лизинговых компаний не требуется.
Всем известно, какие «дополнительные» условия выставляют банки предприятию, обратившемуся за финансированием. Перевод денежных оборотов в этот банк, введение неснижаемых остатков на счетах, дорогое расчетно-кассовое обслуживание. На первый взгляд, кредит имеет приемлемую ставку, а если подсчитать все издержки в комплексе, то кредит становится «золотым».
На фоне этого получается, что лизинговая схема - самая простая и самая выгодная из легальных схем работы предприятия по покупке нового оборудования. В нормальной лизинговой компании клиент оплачивает только лизинговые платежи. Остается только найти этого редкого зверя - нормальную лизинговую компанию.
ЧТО ИМЕЕМ
Взять оборудование в лизинг выгоднее, чем покупать. Не важно, как - в кредит или расплачиваясь сразу своими кровными, вымученными и утаенными от налоговой инспекции средствами. Существует еще один способ покупки, с которым не могут конкурировать ни лизинг, ни тем более кредит. Это покупка в рассрочку непосредственно у продавца оборудования. Однако далеко не каждый поставщик согласится предоставить эту рассрочку, и далеко не каждому клиенту.
Здесь нелишне было бы сделать одно уточнение: по сложившейся практике в области лизинга, на сегодняшний день в России существует некая минимальная планка для стоимости передаваемого в лизинг оборудования. Она колеблется в пределах от $15 тыс. до $50 тыс., но чаще всего лизингодатели работают с клиентом начиная с суммы в $20-30 тыс. То есть на такую сумму потенциальный лизингополучатель должен набрать ассортимент сложного оборудования. О верхнем пределе говорить пока рано, хотя некоторые лизингодатели называют цифру $500 тыс.
По сути своей финансовый лизинг - это более доступный, эффективный и гибкий способ привлечения средств, особенно по сравнению с банковским кредитом. Не последнюю роль в этом играет ситуация в российском законодательстве, благодаря которой лизинг оказался как бы на стыке нескольких законов, в том числе и налоговых. Лизинг существенно удешевляет приобретение нового оборудования и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса. Можно выразить надежду, что сейчас, в связи с отменой лицензирования деятельности в области лизинга, количество таких компаний должно возрасти и ситуация станет более благоприятной.
"Новости авторемонта". Май 2002 г.
https://www.remontauto.ru
|

|
|