|
|
|
"Связанные одной сетью" (Компьютерная сеть СТО)
Опутанные паутиной помещения и цеха автосервисного предприятия... Казалось бы, не дай Бог увидеть такое даже в страшном сне.
Впрочем, паутина паутине рознь и без «всемирной паутины», то есть интернета, современная жизнь уже немыслима. Ее уменьшенной копией являются так называемые локальные сети, которые уже давно и успешно применяются в самых различных сферах человеческой деятельности. Теперь это возможно и в автосервисе.
Наверняка понятие «компьютерная сеть СТО» уже хорошо известно многим владельцам и сотрудникам автосервиса. Тем более что продавцы оборудования и продавцы программного обеспечения давно используют это понятие как некий инструмент маркетинга. Однако до сих пор в реальности существуют только так называемые «офисные сети». А производственная зона, несмотря на то, что практически все современное оборудование в той или иной степени компьютеризировано, живет и работает как бы сама по себе. Обмен данными между офисом, производством и клиентом осуществляется, как правило, простыми «дедовскими» способами, которые отнимают много времени и порой становятся причиной ошибок. Механики и мастера заполняют множество бумажек, тратят массу времени на перемещения по территории станции и так далее и тому подобное.
Вследствие этого и многие процессы происходят не по плану. При приемке автомобиля сотрудникам СТО приходится отказываться от проведения входного контроля. Оговоренные сроки ремонта часто не выдерживаются, при выдаче автомобиля не успевают вовремя подготовить счет и т.д.
Оптимизировать и синхронизировать все проистекающие на СТО процессы и, следовательно, оптимизировать всю работу предприятия могла бы полноценная локальная компьютерная сеть, объединяющая как офисную, так и производственную части со всеми рабочими постами. До недавнего времени об этом можно было лишь мечтать. Поскольку, во-первых, оборудование даже на крупной СТО, как правило, весьма разношерстное - от разных фирм-производителей, с различными протоколами обмена (протоколами передачи данных), а во-вторых - не существовало программного обеспечения для реализации двусторонней связи между офисом и рабочими постами.
С появлением сети ASA ситуация, похоже, может кардинальным образом измениться к лучшему.
СПЛЕТЕМ ПАУТИНУ
Так что же представляет собой полномасштабная компьютерная сеть на станции технического обслуживания и ремонта автомобилей? Суть ее, в теории, относительно проста: все имеющееся на СТО оборудование, которое работает на базе персональных компьютеров, причем независимо от марки (производителя) коммутируется между собой и увязывается в единую сеть с «офисом». Под ним мы понимаем, например, руководство СТО, отдел приемки, бухгалтерию, склад и кассу, и даже, возможно, магазин аксессуаров.
К единой базе данных возможен доступ с определенными ограничениями, разумеется, как с любого рабочего поста, так и с любого офисного компьютера.
Пионером в реализации этой идеи несколько лет назад стала хорошо нам всем известная «Robert BOSCH GmbH», которая разработала систему взаимодействия и обмена данными между офисными и диагностическими компьютерами в рамках одного автосервисного предприятия. Система получила название BWN. Относительным недостатком ее на первом этапе было то, что в сети могло использоваться только диагностическое оборудование Bosch, что, конечно, существенно сужало возможности применения, так как практически на всех СТО набор оборудования далеко не ограничен изделиями этой фирмы. Следовательно, чтобы быть признанной в мире автосервиса, система нуждалась в доработке и адаптации к оборудованию других производителей. И это произошло.
Выгоды и перспективы новой концепции высоко оценены Ассоциацией производителей автосервисного оборудования ASA. В результате в Германии было создано совместное предприятие «ASA-Network GmbH», которое получило эксклюзивное право на дальнейшее развитие и модернизацию разработки компании Bosch. Сейчас в Европе эта технология уже обрела известность под названием «asanetwork». Сегодня в дальнейшей разработке сети BWN реально принимают активное участие 35 производителей автосервисного оборудования, 8 разработчиков программного обеспечения, а также фирмы Audi, VW, Dekra. Процесс внедрения только начался, но в самой Германии этой сетью пользуются уже более 50 автосервисных центров, а в Италии начата реализация программы, согласно которой все тамошние ПГТО (станции инструментального контроля) будут в ближайшее время опутаны сетью «asanetwork». Кстати, эта сеть представляется как одно из самых оптимальных на сегодняшний день решений в области организации инструментального техосмотра, так как позволяет оперативно и с высокой точностью получать и обрабатывать информацию о парке автомобилей, их техническом состоянии и вести соответствующую статистику.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР
С теорией, надеемся, все ясно. А что же на практике, из чего, собственно, состоит сама «asanetwork» и что потребуется для ее запуска в рамках отдельно взятого автосервиса?
Главный элемент - это так называемый «сетевой менеджер», являющийся не чем иным, как коммуникационной и управляющей программой, которая будет жить, по возможности, в центральном сервере СТО. При отсутствии сервера можно использовать существующий терминал, работающий в среде Windows 95, NT или Unix и имеющий достаточный объем памяти и частоту.
В сети этот виртуальный менеджер координирует работу и осуществляет связь между диагностическими постами и офисными компьютерами. Он, так сказать, руководитель сети, которому для создания полноценной команды необходимы «сотрудники». Как прочие обязательные компоненты сети: кабели, новое программное обеспечение как для офисных компьютеров, так и для диагностического оборудования. С условием, что это оборудование будет адаптировано к работе в сети или соответствующим образом переоснащено. Что понимается под этим переоснащением?
Во-первых, чтобы осуществить связь между отдельными стендами-постами, необходимо на каждом из них иметь соответствующее программное обеспечение, которое позволит объединить в сеть приборы различных производителей. То есть, программу, которая позволит переводить каждый индивидуальный протокол передачи данных в универсальный протокол ASA. А современные приборы должны уже соответствовать новым стандартам ASA, т. е. могут быть подключены в сеть без установки дополнительного программного обеспечения. Разумеется, речь идет о стендах на базе PC.
Во-вторых, можно, и с небольшими затратами, переоборудовать некоторые приборы, созданные на базе промышленной электроники. То же относится и к приборам, имеющим разъем RS-232, который часто называют разъемом для принтера. Передача данных здесь возможна, но только односторонняя, от прибора к сетевому менеджеру. В таком случае, чтобы получить обратную связь, прибор придется дооборудовать PC-терминалом с монитором.
Предвидим резонный вопрос: а в каких конкретных цифрах все это может выразиться для отдельно взятого автосервиса? Однозначного ответа, увы, быть не может, так как итоговая сумма зависит от множества факторов.
ЧТО ЛЕЖИТ В СЕТКЕ
Но вот паутина сплетена и раскинута. Связь приборов различных марок, коммуникация с офисными программами - все очень современно и хорошо. Но возникает естественный вопрос - а какую добычу она принесет? И кому?
Давайте попробуем на него ответить, смоделировав достаточно типичную ситуацию обращения на автосервис:
Господин N приезжает на СТО на своем VW-Passat. Он является постоянным клиентом и договорился на 8.00 о замене тормозных колодок, диагностике тормозов и проверке токсичности выхлопных газов.
Приемщик на СТО приветствует его и спрашивает, возможны ли какие другие дефекты. N говорит, что ему кажется, что автомобиль как-то неустойчиво ведет себя на дороге.
Приемщик, не прерывая общения с клиентом, распечатывает из архива данные автомобиля и протоколы предыдущих проверок автомобиля, что возможно, конечно, благодаря сети. На вопрос о стоимости и сроках заявленных работ N получает от приемщика немедленный и точный ответ.
Passat стоит на подъемнике в приемке и инспектируется мастером вместе с N. Автомобиль прогоняется через сервисно-диагностическую линию, и мастер замечает неудовлетворительную работу амортизаторов. Пятна масла на амортизаторах указывают на их дефекты. Все данные проверки на линии запоминаются компьютером и поступают в базу.
Все по пунктам: замена тормозных колодок, замена амортизаторов, проверка выхлопа, - объединяются в одну заявку, подтверждаются господином N и передаются через сетевой менеджер на соответствующие рабочие посты. Механики на них тут же получают информацию о предстоящей работе, с данными по автомобилю, что позволяет им подготовиться и, например, передать по сети заявку на склад на необходимые детали.
Passat стоит на подъемнике для замены тормозных колодок и амортизаторов. Склад выдает для автомобиля господина N необходимые запчасти.
Все работы по тормозной системе и подвескам закончены, о чем делается отметка в главном компьютере.
Механик, проверяющий токсичность с помощью газоанализатора, вызывает на своем мониторе данные автомобиля Passat и начинает проверку с осмотра выхлопной системы. При этом обнаруживает, что глушитель в нескольких местах прогорел. Передает по сети информацию мастеру. Мастер информирует господина N и после его согласия легким движением руки по клавиатуре добавляет в заявку работы по сварке глушителя.
Сварочные работы и проверка выхлопа закончены, о чем сразу же делается отметка в главном компьютере, и информация поступает к приемщику.
Господин N звонит на СТО и спрашивает, может ли он забрать свой автомобиль, как договаривались в 12 часов, несмотря на дополнительные работы. Ответ - да, так как приемщик видит на своем мониторе сообщение сетевого менеджера об окончании всех работ по ремонту.
Господин N приезжает на СТО. Счет подготовлен заранее. Распечатки протоколов проверки токсичности и проверки подвески приложены к счету. При этом все результаты проверок записаны в память компьютера (два раза на диагностической линии и один раз на газоанализаторе), определен следующий срок посещения СТО.
Предположим, что г-н N вообще никуда не уезжал, а наблюдал на мониторе за ходом экзекуций, производимых над его авто, из комнаты для клиентов. Специальное табло сообщило о завершении работ и, пока он шел к стойке приемки, счет уже был готов.
Итак, клиент счастлив и доволен.
Невидимая его глазу «паутина» позволила ему точно спланировать свое время и расходы и получить автомобиль в строго оговоренные сроки. А четкая работа сотрудников автосервиса убеждает его в их высоком профессионализме и грамотности. И он, разумеется, приедет к ним еще не раз. Все это - итог, так сказать, первого уровня.
А ЧЕМ ЖЕ ВЫГОДНА ЭТА ASA САМОМУ АВТОСЕРВИСУ?
Во-первых, ASA дает возможность на любом рабочем месте получить формуляр заказа, данные о состоянии склада запчастей, электрические схемы, базы клиентов и результатов, а также передать информацию в бухгалтерию, на склад, на приемку и т. д.
Между приемщиком и рабочими постами поддерживается постоянная оперативная двусторонняя связь. За счет того, что данные клиента и автомобиля вводятся только один раз с одного терминала и на все посты сразу, экономится время при прохождении всей технологической цепочки. А это значит, что появляется возможность обслужить большее количество автомобилей и, следовательно, повысить доходы.
Благодаря поступающей к нему в реальном времени информации о загруженности станции, мастер-приемщик может оперативно планировать прибытие новых клиентов.
Все итоговые протоколы с различных диагностических постов при необходимости по первому требованию распечатываются с терминала мастера-приемщика, что позволяет сэкономить на оргтехнике и материалах.
Через выход на базы данных правоохранительных органов ASA может обеспечить оперативную проверку автомобиля на предмет его «криминальности».
Наконец, сам механик, имея информацию на своем мониторе о выполненных работах, может рассчитать размер своего заработка, так как в терминале на его посту «высвечивается» весь список поступивших заявок.
Во-вторых, ASA позволяет полностью исключить поток бумажной документации между различными службами и обеспечить полный контроль и учет осуществленных работ и, как следствие этого, повысить эффективность работы СТО. Вся документация систематизируется и сохраняется в центральном компьютере, что существенно облегчает как создание базы данных о постоянных клиентах СТО с «историей болезни» их автомобиля.
ASA также позволяет осуществить доступ с любого подключенного в нее рабочего поста к информационной системе (тип Autodata, Bosch-ESI tronic и т.д.), доступ к которым при обычной схеме работы возможен, как правило, не более, чем с трех компьютеров на СТО.
В сложных случаях ASA помогает осуществить оперативную связь, причем с каждого поста, с соответствующими компетентными сотрудниками на заводе-производителе.
Кроме того, руководитель непосредственно со своего рабочего места может постоянно и в реальном времени контролировать ход рабочего процесса, загрузку и осуществлять планирование.
Вот такая она, эта современная «паутина» в автосервисе. Как в любом принципиально новом деле, пока еще не обкатанном практикой, о каких-либо негативных его сторонах говорить, наверно, рановато. А плюсы вроде бы очевидны, во всяком случае, для крупных многопрофильных техцентров. Так что, выгодно оно вам или не очень, решать, конечно, руководству и менеджерам конкретных техцентров, но давайте не забывать, что за стенами уже как - никак XXI век. И надо бы приобщаться к современным технологиям.
Редакция благодарит Игоря Волчека, ООО «Роберт БОШ»
за помощь в подготовке материала.
"Новости авторемонта". Февраль 2002 г.
https://www.remontauto.ru
|
|
|