
|

|

|

"Украсть нельзя удержаться" (О воровстве)
Жить – хорошо. А хорошо жить – еще лучше, как высказался один колоритнейший герой популярной гайдаевской кинокомедии. Не надо объяснять, что для того, чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться и умело продавать свой труд. Но сколько бы мы ни пытались выстраивать некие идеальные схемы, как бы ни стремились и даже ни приближались к наиболее справедливым и оптимальным, как нам кажется, схемам и размерам оплаты труда, все равно найдутся люди, работники, которых эти схемы и цифры до конца устраивать никогда не будут, следовательно, фирма-работодатель будет постоянно терять некоторую часть своих материальных ресурсов.
Причин тому несколько, но главными из них являются, на наш взгляд, две. Психология работодателя устроена по большей части таким образом, что он всегда будет стремиться взять побольше, а отдать, разумеется, поменьше. А вот менталитет большинства работников устроен с точностью «до наоборот». Главная задача, на решение которой он устремляет почти все свои силы, заключается в том, чтобы сделать поменьше, а получить побольше. Более того, практически любой наемный работник отличается стойкой неудовлетворенностью материальной оценки своего труда работодателем и мириться с ней, как правило, не желает. Сей факт служит ему оправданием самостоятельного поиска компенсации его трудов и усилий, работодателем, как он считает, недооцененных. Причем неважно, кто это человек по национальности или гражданству, в какой стране он живет и работает. И вот тут начинается самое неприятное для работодателя - от прямого воровства матценностей до «левых» работ с использованием ресурсов предприятия и всевозможных махинаций.
В качестве такой компенсации может выступать все, что «плохо лежит». А если «плохо лежит» учет выполненых ремонтных работ – будьте уверены, такой «недооцененный» мастер ухитрится пропустить мимо кассы львиную долю оплаты за выполненные ремонтные работы. И положит эти деньги в карман своей спецовки.
Но если дело с учетом конкретных деталей и выполненых работ еще худо-бедно наладить можно, да и сделать это относительно несложно, то с расходными материалами ситуация выглядит куда как серьезнее. Понятно, что залить при замене масла четыре литра вместо положенных пяти и трех десятых, например, не получится. Но если речь идет о кузовном ремонте и окраске, где в процессе работы требуется куча всевозможных материалов, от элементарной копеечной шкурки до дорогостоящей краски, то вот тут есть где разгуляться этому самому «недооцененному» трудяге. Да и не только ему одному. Соблазн велик, как гласит Библия, а человек слаб, увы. И если он, этот честный человек, который доселе не собирался что-либо целенаправленно стибрить, видит возможность сделать это без особого риска, он это в подавляющем большинстве случаев сделает. И это третья причина, которая чаще всего и провоцирует «слабых духом», делая их крадунами.
История борьбы с «тяговой силой» стара как мир. Средств и способов было испробовано множество. От усекновения конечностей до всяческого задабривания потенциальных «несунов». Но, как говорится, на их хитрую гайку у нас всегда найдется болт с особой резьбой. И желающие поживиться чем-либо «на халяву» всегда его имели при себе. Однако кто-то когда-то уразумел, что надо бороться не со следствием, а с причиной. То есть свести соблазн до минимума.
Иными словами, наладить надлежащий автоматизированный учет. Что стало возможным только тогда, когда персональные компьютеры стали почти такой же неотъемлемой частью оборудования предприятия, в том числе и автосервисного, как окрасочный пистолет для маляра.
Как показывает практика, и у них, и у нас самым заинтересованным лицом во внедрении автоматизированной системы учета является владелец бизнеса или управляющий, так как главный ее смысл состоит в том, что все учетные операции осуществляются компьютером, в котором содержится база данных по складу, каталоги деталей и прочее тому подобное, а также различные нормативные документы, в соответствии с которыми рассчитываются нормо-часы, стоимость работ, осуществляется анализ различных аспектов деятельности компании.
Кроме того, в память машины заложены формы наряд-заказов и других документов, которые автоматически вызываются на экран при приеме автомобиля в работу.
Теперь каждый уполномоченный на то менеджер или бригадир одним-двумя нажатиями клавиш вводит в форму потребные детали и произведенные операции, а компьютер сам учитывает расход деталей и материалов, а также стоимость работ и зарплату слесаря или другого исполнителя.
Рассмотрим работу лишь малой части функций современной информационной системы на примере учета в уже упомянутом нами покрасочном производстве. Для того чтобы украсть краску, требуется определенная ловкость, но сделать это не очень сложно. Первый способ состоит в простом завышении норм расхода материалов. Например, для покраски одного квадратного метра необходимо примерно 150 – 200 миллилитров готового состава. Обычно в каталогах формулы цветов даны в граммах, поскольку краска составляется с использованием весов. Какова плотность каждого компонента, знают далеко не все, а следовательно, переводят как воду: один грамм — один миллилитр, хотя большинство составов имеют плотность не более 0,7 г/мл. Вот вам и 30 % неучтенного материала!
Следующий этап — размеры конкретной детали. Крылья автомобилей типа Peugeot 206 и Mitsubishi Pajero различаются по площади раза в два, тогда как в большинстве справочных изданий приводятся некие усредненные цифры. Маляр, приходя на склад, выписывает материалы исходя из максимально возможной площади. Вот и получается, что на маленькую машинку выписывают краски как на большой джип. Наконец, можно ошибиться в подборе цвета, тогда для исправления придется либо существенно увеличить объем, либо бракованную краску списать и начать готовить новую.
Есть еще второй путь, но он требует гораздо более высокой квалификации маляра. Можно уменьшить расход окрасочного материала за счет нанесения более тонкого слоя или более жидкого разведения краски. Такой метод проходит при работе с чистыми цветами, поскольку
с «металликами» или «перламутрами» это приведет к несовпадению цвета. Можно уменьшить расход, изменив технологию ремонта. Если договориться с жестянщиком, то можно заменить перекраску всей детали местным ремонтом, что даст до двух-трех крат экономии. Используя эти, а также другие методы, можно иметь очень неплохой источник дополнительного дохода.
Поставить заслон второму пути экономии очень тяжело, а вот бороться с перерасходом с помощью системы учета очень даже можно. После того как жестянщик определит площадь повреждения, она вносится в специальную компьютерную форму. Далее туда же заносится рецептура краски, и на основе этих данных рассчитывается потребный объем всех ингредиентов, включая растворители, пластификаторы и обезжириватель. Их количество рассчитывается в зависимости от применяемой окрасочной системы, и даже если краска подобрана неверно, то ее либо доводят, учитывая дополнительные расходы компонентов, либо списывают, но под контролем ответственного лица. Теперь покрасить машину себе или «левому» клиенту халявной краской, даже если очень захочется, будет гораздо сложнее, поскольку придется делиться по меньшей мере с вышеозначенным ответственным лицом, которое получает свою зарплату именно за то, чтобы такой окраске препятствовать. Напоследок небольшой пример. Применение системы автоматизации в одном очень известном московском сервисе позволило сократить расход окрасочных материалов «в слив» с 15 - 20 до 1 - 2 процентов, то есть в среднем в 10 раз. А если учесть, что литр современной краски может стоить несколько сотен долларов, то экономия составит вполне конкретную и весомую цифру.
Основные направления и способы правильного строительства плотин на каналах утечки краски и спасения людей от пагубных соблазнов нам с вами показал главный программист московской компании АИС@ Олег Шелковый.
"Новости авторемонта". Декабрь 2002 г.
https://www.remontauto.ru
|

|
|