
|

|

|

"Тернистый путь колориста"
Ох, нелегкая это работа — подбирать цвет для... А хотя бы и для бегемота. Но для автомобиля, конечно, несравненно тяжелее. Тяжелее потому, что его цвет — изощренное создание рук и мыслей человеческих, плод кропотливого труда и творческого поиска многочисленных дизайнеров, художников, стилистов. Вот и получается, что вроде бы простенький на первый взгляд, незатейливый, но красивый, чем-то выделяющийся из общей массы себе подобных оттенок воспроизвести впоследствии ох как не просто. И не потому, что колорист, пытающийся это сделать, недостаточно компетентен — нет, тернистым путем проб и ошибок он в конечном итоге добьется своего. Другой вопрос — насколько труден будет этот путь?
Так что же мы видим?
Начинать экскурс в дебри колористики, на наш взгляд, надо непосредственно с основ теории. Только в полной мере осознав причину явления, можно разобраться в нем, понять, почему происходит так, а не иначе.
Так что же мы подразумеваем под этим емким и весьма широким понятием «цвет»? Цвет — это эмоциональное ощущение, которое возникает в мозгу человека после того, как видимые световые излучения различного спектрального состава, отразившись от окрашенных поверхностей, попадают на сетчатку глаза. Аналогичное воздействие оказывают световые излучения, непосредственно испускаемые светящимися телами. Цвет характеризуется светлотой (или яркостью), цветовым тоном и насыщенностью.
В связи с этим, чтобы понять, как мы видим, имеет смысл сказать несколько слов о таком сложном цветоприемном аппарате, как человеческий глаз. Ведь именно через него в мозг поступает информация о цветовой палитре окружающего мира. Сетчатка глаза образована двумя видами светочувствительных элементов — палочками и колбочками. Палочки — нервные светочувствительные элементы. Хорошо реагируя на яркость, они не способны определить цветность источника излучения.
Колбочки, обладая высокой чувствительностью к яркости светового источника, хорошо различают его световой тон и насыщенность, т. е. цветность. В сумерках, при слабой освещенности, малочувствительные колбочки перестают работать. Работают только палочки, поэтому в полумраке мы не видим, не различаем цвета. Остается только ощущение яркости полутемных предметов.
Длины волн излучения, видимого глазом, лежат в диапазоне от 360 до 700 нм. Известно, что цвет связан с длиной волны светящегося источника. Например, монохроматическое излучение на длине волны 550 нм ощущается как желто-зеленое излучение, а при длине волны 700 нм источник воспринимается красным. Однако вследствие своеобразных свойств зрения источники, резко отличающиеся от монохроматических, могут создать такие же ощущения, как и монохроматические. Вообще, заданная цветность видимого глазом источника может быть создана бесчисленными сочетаниями световых излучений в соответствующих пропорциях. Нормальный человеческий глаз различает около 180 цветовых тонов (постепенные, едва заметные, переходы от красного к оранжевому, от оранжевого к желтому и т. д.). Любой из этих цветовых тонов может быть представлен в цветовом восприятии зрения в виде смеси только трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Подбором соответствующей яркости каждого из этих компонентов смеси можно получить все 180 цветовых оттенков.
Три основных цвета обозначаются в колориметрии латинскими буквами: красный — R, зеленый — G и синий — B. Возможность получения разнообразных цветовых тонов путем сложения в нужной пропорции основных цветов R, G и B специалисты объясняют тем, что цветочувствительные колбочки на светочувствительной поверхности внутри глаза разделяются, по-видимому, на три «сорта» по цветовой чувствительности — «красные», «зеленые» и «синие». Одновременное возбуждение в разных соотношениях этих разных групп колбочек светом, поступающим от наблюдаемого объекта, вызывает разнообразные цветовые ощущения. Три основных цвета — R,G и B — являются взаимно независимыми. Это означает, что ни один из них не может быть получен путем сложения (смешения) двух других.
Суммарная спектральная чувствительность глаза, обусловленная действием фоторецепторов всех типов, максимальна в «зеленой» области (длина волны около 555 нм), а при понижении освещенности смещается в «сине-зеленую» область.
Ранее предполагалось, что цветовые ощущения человека обусловлены только реакцией на раздражение этих трех видов колбочек, поэтому и создана система цифрового выражения цвета в виде набора из трех чисел, что мы преимущественно и видим сегодня на банках с краской. Подобная система не учитывает целый ряд факторов, влияющих на цветовосприятие (интенсивность светового потока, уровень освещенности, эмоциональное состояние наблюдателя и т. д.), поэтому вряд ли можно считать ее объективной, но другой нет.
Делая промежуточный вывод из всего вышеизложенного, отмечаем для себя самое главное. В большинстве случаев, как это ни прискорбно, мы видим не настоящий цвет наблюдаемого предмета, а в значительной степени искаженное отражение светового потока, исходящего от некоего источника света. Звучит как ересь, но еще Исаак Ньютон говорил, что световые лучи, строго говоря, цвета не имеют, мы живем в мире бесконечных отражений и видим только эти отражения.
Как следствие, имеет место метамерия — явление, при котором два цвета кажутся одинаковыми или очень близкими под одним источником света и совершенно разными под другим. Поэтому колористу, имеющему дело со сложной по своему составу цветовой смесью, необходимо оценить ее соответствие подбираемому цвету в разных условиях освещенности. Для этого он должен иметь в своем распоряжении несколько источников света. Лампа дневного света прекрасно имитирует яркий солнечный день, т. е. условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться по большей части. Наиболее приближаются к естественному белому свету некоторые флюоресцентные лампы. Они обладают следующими характеристиками: цветовая температура — 6000–7000 °К, коэффициент цветопередачи — как минимум 90 Ra, сила света — около 1000 люкс в горизонтальном направлении на расстоянии двух метров от источника света (при дневном освещении сила света составляет обычно 10 000 люкс и более).
Лампа накаливания, излучающая желтоватую часть спектра, покажет, какой оттенок этот цвет приобретет на заходе и восходе солнца. Также пригодится и ультрафиолетовая лампа.
Не стоит забывать, что и окружающие предметы отражают световые потоки. Поэтому анализ соответствия полученного цвета оригинальному надо проводить в нейтральном помещении, монохроматическом по своей окраске, лучше всего — в белом или светло-сером.
В теории желательно измерять, хранить и воспроизводить не цвет объекта, а полный его спектр. Современные приборы для измерения спектрального состава света — спектрофотометры стоят посильных денег. Хранить спектральные распределения, к сожалению, дорого (правда, попытки уже предпринимались), воспроизводить же их обычно невозможно, таких красок нет и долго еще не будет. К счастью, все мы видим почти одинаково. Значит, глаз и является универсальным прибором. Хранить и воспроизводить цвет надо с точностью, которую обеспечивает глаз человека. Упрощение колоссальное, и на нем построены все способы воспроизведения, кроме голографии. Все это означает, что цвет является не физической величиной, а физиологической, характеристики которой зависят от ее восприятия человеком.
Три кита
Мы уже сказали, что цвет характеризуется тремя параметрами. Остановимся на них подробнее.
Яркость светящегося источника (любого отражающего свет предмета) связана с величиной лучистого потока, попадающего от этого источника в наш глаз. Очевидно, что чем больше яркость, тем большее световое раздражение получают глаза. Она имеет численное выражение и равна отношению силы света источника в рассматриваемом направлении к площади проекции светящейся или отражающей свет поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Она характеризует количественную величину излучения: мощность, световой поток. Забегая вперед, скажем, что цветовой тон и насыщенность являются, в свою очередь, качественными характеристиками источника света (как мы поняли из предыдущей главы — отражения). Эти характеристики часто объединяют в одно понятие — цветность.
Цветовой тон рассматриваемого объекта связан со спектральным составом излучения. По цветовому тону мы можем судить об окраске объекта — синей, красной, бежевой и т. д. Отдельные участки видимого спектра различаются по окраске, т. е. вызывают, как мы уже говорили, ощущение различного цвета. Поэтому цветовой тон удобно характеризовать цифрой, выражающей ту или иную длину волны спектрального излучения.
Насыщенность (обычно обозначается буквой р) характеризует степень «разбавления» цветового тона белым цветом. Например, ярко-красная (насыщенная) краска может быть разбавлена белой краской (белилами, мелом). При таком разбавлении тон не меняется, меняется только насыщенность. Наибольшей насыщенностью обладает монохроматический (одноцветный) источник, излучающий свет только одной длины волны. Насыщенность такого источника максимальна: р = 100 %. Для белого, «неподкрашенного», цвета р = 0.
Поэтому, подбирая цвет краски, колорист должен сначала выровнять уровень яркости (яркий — блеклый) и насыщенности (грязный — насыщенный) получающейся смеси с оригинальным цветом и только потом подбирать (доколеровывать) цветовой тон. Это несложно — для этого существуют специальные таблицы, графики, схемы и т. д.
Самая распространенная ошибка колористов — в том, что, не разобравшись, например, с насыщенностью искомого цвета, они, найдя похожий вроде бы цветовой тон, пытаются, добавляя какие-либо подкрашивающие пигменты, довести его до оригинального. Но у них ничего не выходит: получаемый оттенок красного им кажется желтее или синее того, который они ищут. На самом же деле они просто работают с несопоставимым по насыщенности оттенком и добавлением дополнительных компонентов — совсем не тех, которые нужны, и поэтому им не прийти к нужному результату (надо не подкрашивать, а «разбелять» смесь). Розовая и красная краски (вспомните пример, прозвучавший чуть выше, когда мы давали определение насыщенности, — в нем речь шла именно о розовой и красной красках) не отличаются друг от друга цветовым тоном. Различие заключается только в насыщенности.
Немного разобравшись с тем, как надо подбирать цвет (на данном этапе нам кажется этого достаточно, чтобы не «перегружать» читателя), перейдем к тому, как его наносить.
Переходом или встык?
Пожалуй, это самый главный вопрос, возникающий при подготовке к окраске отдельных деталей кузова автомобиля. И на него до сих пор нет однозначного ответа. Ситуацию усугубляет еще и положение об обязательном страховании автогражданской ответственности. Многие страховые компании искренне не понимают, зачем тратить лишние деньги на дополнительную краску, распыляемую по прилегающей к ремонтируемой детали поверхности. Кстати говоря, в Западной Европе эту ситуацию разрулили очень грамотно. На «круглом столе» собрались представители общественных организаций, профессиональных ассоциаций и союзов трех сторон конфликта — потребителей, сервисников и страховщиков. Они пришли к взаимовыгодному решению: двуслойные ремонтные системы обязательно наносить методом плавного перехода. Вероятно, и российским бизнесменам следует подумать о проведении подобной акции.
Поэтому, выбирая, каким методом воспользоваться, надо для начала определиться с моментами, которые серьезно повлияют в пользу того либо иного. Во-первых, что красим? Если это низ автомобиля, не бросающийся в глаза, или деталь кузова под резким углом в разных плоскостях, пересекающаяся с другими деталями (например, капот и переднее крыло или дверца багажника и заднее крыло и т. д.), то различие цветовых оттенков этих деталей не будет сильно выделяться и можно красить встык. Если же капот под плавным углом «перетекает» в крыло, то, конечно же, надо делать переход.
Во-вторых, огромную роль играют мастерство и опыт колориста. От того, насколько точно он сможет подобрать искомый цвет, и зависит, понадобится ли переход. В авторизованных центрах, где человек постоянно соприкасается с одними и теми же моделями, при этом одинаково окрашенными, не составляет большого труда научиться с течением времени подбирать максимально близкий оттенок (мы говорим только о тех, у кого все в порядке с колбочками и палочками).
Для справки. Многие не шибко аккуратные мастера делают тест-напылы на бумаге, картоне, тряпке, целлофане и т. д. — на всем, что под руку попадется. Это не совсем верно. Имея дело со сложным цветом, надо наносить тест-напыл на поверхность, максимально приближенную по своей структуре к детали автомобиля, подготовленной к покраске. Можно для тест-напыла использовать и металлическую пластину. Но при этом не стоит забывать, что делается именно напыл, поэтому даже если просто размазывать краску, то тончайшим слоем. Потом — просушка и прозрачный лак. Тест-напыл следует выполнять только таким образом — лишь тогда полученный цвет можно корректно сравнивать с оригинальным цветом автомобиля.
Особенно важно, если колорист бережно относится к своим тест-напылам, каждый из них подписывает, давая краткую характеристику смеси. Мастер уже будет знать, какие оттенки в силу тех или иных причин являются для него проблематичными, какие он не может подобрать с достаточной степенью соответствия искомому цвету. И не потому, что он ленится или не хочет хорошо работать. Как сказано выше, цвет — явление физиологическое, и в силу личностных особенностей индивида подбор того или иного оттенка даже для опытного колориста со стажем нередко оказывается весьма затруднительным. Очень часто встречаются люди, которые прямо говорят, что, например, красный или зеленый идет у них хуже всего. Это значит — что-то не в порядке с колбочками, ответственными за эти цвета. Но положение можно исправить, выполняя специальные упражнения, развивающие чувство цветности.
И коль скоро мы заговорили о фигуре колориста и его роли в процессе формирования требуемого цвета, следует отметить и такую специфику его работы, как «усталость глаза», в значительной степени влияющую на эффективность и качество подбора. С утра глаз, что называется, «бодрый». Все удается легко, но через некоторое время оттенки начинают сливаться, цвета мутнеть. Человеку необходимо сделать перерыв, отвлечься. Опять же на помощь приходят специальные глазные упражнения. Очень хорошо, если есть возможность чередовать колеровку: красный, зеленый, синий (яркие цвета, такие как красный, сильнее нагружают глаз, от них он быстрее устает, в особенности именно от красного: он способствует выработке в организме тестостерона — мужского гормона, ответственного за поведение мужчины во всех жизненных сферах. Возможно, поэтому лучшие колористы — женщины). Психологический настрой — очень серьезный компонент не терпящего суеты и спешки творческого процесса, называемого цветоподбором.
Вот на что еще надо обратить внимание, выбирая, каким методом воспользоваться: это, собственно, сам цвет. Самые сложные — это, конечно же, «металлики» и «перламутр», особенно светло-золотистые, светло-серебристые и серебристо-голубые тона, имеющие в своей структуре кусочки металла и слюды. Они крайне непредсказуемо отражают световые потоки, поэтому даже при наблюдении под разными углами выглядят по-разному. А учитывая то, что они отражают и излучение соседних деталей кузова, то лучше всего, чтобы это излучение было по своим свойствам максимально адаптировано к ним. Плавный переход позволяет создать такой эффект.
Существует еще целый ряд субъективных факторов, влияющих на точность «попадания в цвет», как-то: слишком «сухое» или слишком «мокрое» нанесение материала, чуть большее или чуть меньшее его количество, неправильно подобранное давление в краскопульте или неверный режим сушки и т. д. Плавный переход позволяет столь же плавно обойти многие из этих критических моментов и сделать цвет отремонтированной детали идентичным оригинальному цвету автомобиля.
Так мы постепенно перешли к следующей теме, которую нам хотелось бы затронуть в этой статье.
Главные причины «непопадания в цвет»
Можно выделить пять основных объективных причин, или факторов, усложняющих процесс цветоподбора и приводящих к «непопаданию в цвет». Их надо обязательно учитывать любой кузовной станции, предлагающей услуги по окраске автомобилей, и координировать действия в соответствии с ними.
q Производитель автомобиля
q Поставщик краски
q Старение
q Ремонт
q Маляр (колорист)
И если с последним из перечисленного все более или менее ясно (мы подробно остановились на ней в предыдущей части повествования), то каждый из первых четырех пунктов требует отдельного рассмотрения.
Как происходит колеровка в идеале? Колорист (или маляр) находит на специальном шиль-дике на корпусе машины код цвета. Согласно этому коду мастер по имеющемуся у него рецепту производит смешивание необходимых компонентов в определенной пропорции и наносит полученную краску на деталь автомобиля. Все здорово, все довольны. Но не все-гда есть возможность узнать этот код, а порой, что самое обидное, он просто не совпадает с истинным цветом. Например, автомобиль уже ремонтировали, его новая краска состав-лена бог знает из чего, и как она будет сочетаться с той, которую сейчас сделают, вероят-но, по совершенно другому рецепту. Или же, что случается часто и почти повсеместно, вследствие погодных условий, интенсивной эксплуатации либо неправильного ухода за лакокрасочным покрытием краска изменила свой оригинальный цвет, а попросту говоря, выцвела. Как быть? Но самое страшное, что и с конвейеров автозаводов автомобили тоже сходят окрашенными совсем не одинаково. Мы не имеем в виду ситуацию, когда какой-нибудь особо одаренный ухарь с похмелья добавил не то количество колера в базовую смесь. Совсем нет — это происходит по вполне объективным и понятным причинам: из-менился технологический процесс, поставили новые окрасочные линии и т. д. Код и пиг-мент — те же, цвет — вроде тот же, но немного другой, с так называемым нюансом.
На практике заводы-производители красок, сами пытаются собрать информацию о новых изменениях - цветовых нюансах (от производителей автомобилей; от дилеров, про-дающих новые автомобили; от автостанций, в которые автомобили приезжают на ремонт и т. д.). А дальше уже разрабатываются соответствующие рецепты. При условии, что новый цветовой нюанс представлен на достаточно большом количестве новых автомобилей, ведь если идет сильный разброс в оттенках автомобилей (пример - российские, корейские), то вводить новую рецептуру на нюанс становиться уже затруднительно.
Производители автомобилей в обязательном порядке ставят в известность о таких изменениях производителей ремонтных систем. Но как догадаться колористу, что он столкнулся именно с таким нюансом, которых за долгую жизнь определенной модели, выпускаемой и пять, и семь, и десять лет, может быть не один и не два? Не всегда по дате выпуска и VIN-номеру можно узнать, как и чем был окрашен автомобиль. Так что знание кода еще не является гарантией правильной колеровки.
Во всех этих случаях на помощь колористу приходят системы цветоподбора, в изобилии предлагаемые поставщиками ЛКМ. И тут вступает в действие фактор под названием «поставщик краски». Дело в том, что каждая лакокрасочная компания по-своему трактует тот или иной цвет (это, в общем-то, тема для отдельного разговора, так же как и тема кодировки цвета). Да и ремонтные краски несколько отличаются от конвейерных. Выручают опять же опыт и профессионализм колориста, имеющего собственную базу тест-напылов и владеющего методом плавного перехода.
Но вернемся к системам цветоподбора. Это наиболее продуктивный механизм, позволяющий с максимальной точностью «попасть» в заданный цвет, и другого пока не придумано. Мы имеем в виду именно регламентированную последовательность действий и мероприятий по оценке, анализу, разработке стратегии ремонтной окраски, нахождению искомого оттенка и его нанесению, информационную поддержку и материальное обеспечение, т. е. комплексное решение для конкретного случая.
Каждый производитель ЛКМ по своему подходит к созданию такой системы, стараясь сделать ее предельно эффективной. Поэтому они гораздо лучше нас расскажут об их особенностях. А какие-то общие моменты, характерные принципы воспроизведения того или иного цвета — это уже отдельная тема в продолжение нашего сегодняшнего разговора, и мы коснемся ее в одном из наших следующих номеров.
Новости Авторемонта, январь, 2004
https://www.remontauto.ru
|

|
|